С сегодняшнего дня система “Независимый регистратор” вводится в промышленную эксплуатацию на всех электронных площадках, подключенных к государственному заказу. Об этом вчера заявил замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев .

Напомним, что система разрабатывалась в течение года. Конкурс на ее создание Минкомсвязь России объявила 1 августа 2013 года. Главной целью создания “Независимого регистратора” является выявление случаев мошенничества на электронных торгах. "Без этой системы предприниматели не могут эффективно защищать свои права при обжаловании действий электронных площадок в ФАС России, поскольку у контролирующего органа без “Независимого регистратора” нет объективной информации для принятия решений", – подчеркнул замглавы ведомства.

"Независимый регистратор" будет фиксировать действия всех участников на электронных аукционах, в том числе, действия электронных площадок. Информация будет поступать в систему от участников торгов и электронных площадок и по запросам будет предоставляться антимонопольной службе. Например, если участник торгов пожалуется на их результат в ФАС России, ведомство сможет проверить ход аукциона, запросив данные из системы. Собранные данные будут храниться в “Независимом регистраторе” в зашифрованном виде.

Также система сможет зафиксировать некорректное размещение информации на электронной площадке или невозможность подачи ценового предложения, блокирование участников электронных аукционов и иные угрозы.

"Система станет рабочим инструментом в борьбе с мошенничеством на электронных торгах. Аналогов у системы нет ни в нашей стране, ни в других странах. В ближайшем будущем мы планируем перевести все аукционы по распределению имущества и имущественных прав от имени государства в электронную форму на единую процедуру, подключив к ним “Независимый регистратор”. Это обеспечит равные права для участия в торгах предпринимателям и позволит значительно увеличить доходы бюджетов всех уровней за счет развития конкурентной среды", – отметил Михаил Евраев.

Как пояснил генеральный директор "ГАРАНТ Электронный Экспресс" Алексей Пауков , "Независимый регистратор" был задуман в самом начале "эпохи электронных аукционов". В то время Михаил Евраев работал в ФАС России и об этих планах рассказывал. Несмотря на множество трудностей, с которыми пришлось столкнуться, идею независимого регистратора удалось довести до реализации. "Это результат упорной целенаправленной работы. Насколько такой инструмент нужен? Мы обеспечиваем комплексное обслуживание поставщиков-участников размещения заказа и полагаем, что возможность "снять" ход спорных, с их точки зрения, торгов, будет востребована. Появляется механизм объективной фиксации, который можно будет использовать для целей доказывания. В целом, механизм можно развивать и дальше. Например, через быструю классификацию типовых нарушений и онлайн-адресацию на электронную площадку, а затем и в орган надзора. Таким образом, процедура обжалования будет необременительной для поставщика, возрастет оперативность и качество жалоб. У организатора торгов появится дополнительная мотивация обеспечить прозрачность и бесперебойность электронных торговых процедур. И конкуренция в сфере госзакупок, в целом, только выиграет", – подчеркивает он.

Программа "Независимого регистратора" и инструкция по ее использованию доступны на официальном сайте госзакупок.

Материалы по теме:


Из этого материала вы узнаете об обосновании закупки у единственного поставщика, о форме заключения контракта с единственным поставщиком и о многом другом.


Из этого материала вы узнаете о размещении информации по исполнению договора на официальном портале, о разнице между комиссией по поступлению и выбытию активов и приемочной комиссией и о многом другом.


Из этого материала вы узнаете об ответственности, установленной за принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований законодательства о госзакупках и о многом другом.


Из этого материала вы узнаете о нюансах осуществления госзакупок образовательными учреждениями и органами местного самоуправления и о многом другом.


На вопросы пользователей портала ГАРАНТ.РУ по поводу нового закона о госзакупках отвечает эксперт электронной площадки "Аукционный Конкурсный Дом" Надежда Романенкова.


. Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.


. Из этого материала вы узнаете, как заключить контракт на аренду нежилых помещений, возможно ли создать единую контрактную службу для нескольких учреждений, включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий, а также закупки на сумму менее 100 тыс. руб. и многое другое.


Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.


В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Мнение:


В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок...

Ветров Виталий ,
Управляющий партнер юридической фирмы "Ветров и партнеры"

С независимостью у нас просто прорыв какой-то. Еще не успели утихнуть споры в отношении критериев независимости директоров (до оценщиков и аудиторов еще не добрались, наверное), как новое явление: согласно п. 4 ст. 97 ГК в новой редакции (вступает в силу с 01.09) ведение реестра публичного общества и осуществление функций счетной комиссии должны осуществляться НЕЗАВИСИМЫМ регистратором. В отсутствие критериев, на основании которых определяется независимость регистратора, Банк России издал письмо №015-55/6227 от 31.07.2014, которое поразило меня смелостью мысли и явилось причиной написания этого поста. Разъяснение гласит, что при оценке независимости "могут быть приняты во внимание отношения связанности (аффилированности), отношения по прямому или косвенному контролю между регистратором и обществом, ведение реестра которого он осуществляет, а также фактические обстоятельства, свидетельствующие о зависимости регистратора от общества, ведение реестра которого он осуществляет (например, высокая доля комиссии, уплачиваемой обществом, в доходах регистратора, образующая фактическую зависимость регистратора от данного общества)".

Ну во-первых, кем "могут быть приняты во внимание" - не ясно.

Во-вторых, что в таких серьезных вопросах означает "могут быть"? Что "могут и не быть"? - прикольно;)

В-третьих, утверждение об аффилированности при 20% участии в уставном капитале меня давно поражает еще в свете старого ФЗ "О конкуренции..." ;) А если говорить о зависимости- тем более! Действительно, откуда именно 20%, а не 2%, не 25% и не 50, т.е. почему-то нет никакой связи с объемами прав, которые, к примеру, хотя бы влияют, в т.ч. на оценку стоимости 1 акции при продаже акций пакетом.

В-четвертых, о зависимости при "высокой доле" комиссии: если принимать во внимание существующую раздробленность рынка регистраторов, то комиссия от практически любого крупного эмитента будет существенной долей доходов практически любого регистратора. И потом, что такое "высокая доля"? Кто эту высоту определит;)?

Из "в-четвертых" можно сделать "в-пятых"- существенный уровень конккуренции между регистраторами с таким разъяснением под большой угрозой, я бы на месте ФАС России заинтересовалась письмом ЦБ, поскольку налицо перекраивание рынка в пользу крупных регистраторов с явным ущемлением конкуренции.

Из этого "в-четвертых" вообще опасная тенденция в толковании зависимости следует. Если констатировать отношения зависимости между лицами при существенной доле доходов от одного лица в выручке другого, - можно ооочень далеко зайти, господа.

В-пятых, НЕзависимость - это отрицательный факт, который на мой взгляд можно опровергнуть только с помощью доказательств положительного факта, а именно фактов зависимости воли в принятии решения.

А применительно к регистраторам я думаю, что независимость должны обеспечивать: лицензирование, жесткие правила деятельности, контрольные функции ЦБ по любой операции и широкие возможности оспаривания действий. Все остальное - от лукавого.

С 2016 года все участники торгов будут обязаны использовать новую систему под названием «Независимый регистратор». Сегодня она уже работает на нескольких электронных площадках в тестовом режиме. Данную норму планируется закрепить на законодательном уровне.

В последние годы государство постоянно разрабатывает все новые методы борьбы с мошенничеством и коррупцией при проведении тендеров. Серьезным механизмом сегодня стал закон 44-ФЗ, в котором предусмотрен ряд мер для противодействия незаконным сделкам. Так, сейчас исполнители обязаны оформлять только в определенных банках, при этом документ должен быть обязательно опубликован в соответствующем реестре. Это позволяет выявить факты подделки гарантий и мошенничества на торгах. Также в ФЗ-44 предусмотрены антидемпинговые и другие меры. С помощью таких механизмов удалось снизить количество преступных действий на торгах, однако ряд криминальных схем до сих пор имеет место. Например, очень распространен вариант сговора между заказчиком и исполнителем.

С помощью независимого регистратора специальные контролирующие структуры могут собрать максимум информации как о заказчиках, так и об исполнителях - оценить их действия и выявить нарушения при проведении тендеров. Независимый регистратор представляет собой специальную программу, которая снимает на видео рабочее место бенефициара и принципала, а также фиксирует все происходящее на электронной площадке. Программа работает через зашифрованные каналы связи, и доступ к ней имеют только сотрудники ФАС и других контролирующих структур. При этом видео проведенных торгов сохраняется на сервере независимого регистратора. Если заказчик или исполнитель решит внести изменения в программу, то доступ к ней будет автоматически заблокирован, а о попытке вмешательства станет известно представителям ФАС.

Как отмечают официальные лица из Минкомсвязи, независимый регистратор уже доказал свою состоятельность. Аналогов данной системе нет не только в России, но и других странах. Скачать последнюю версию программы можно будет на сайте государственных закупок.

Новый инструмент был разработан для того, чтобы собирать достоверную информацию обо всех действиях участников торгов, заказчиков и операторов ЭТП, и является незаменимым помощником в случаях выявления нарушений на аукционах, проводимых в интернете.

Программа под названием «независимый регистратор» отслеживает и фиксирует весь процесс проведения торгов как со стороны участников, так и со стороны заказчиков. Создатели приложения сравнивают его с автомобильным видео-регистратором.

Функции ИС "Независимый регистратор"

Программа записывает с экрана монитора все действия пользователя во время проведения он-лайн торгов. Независимый регистратор запускается при входе на сайты электронных торговых площадок и автоматически отключается при переходе на иные ресурсы.

При запуске программа проверяет качество работы сети, данные о рабочем месте пользователя и доступность электронных торговых площадок, после чего начинается запись всех действий участника при проведении торгов - к примеру, было ли нажатие кнопки мыши или же участник просто подвел курсор к функциональной клавише. Следовательно, предприниматель не сможет обвинить площадку в некорректной работе, если по той или иной причине не смог сделать ставку (подать ценовое предложение), и у него не будет достаточно оснований обращаться в .

Вся информация, зафиксированная независимым регистратором, сохраняется в двух экземплярах: один остается на компьютере пользователя, другой передается на специальный сервер. После окончания торгов доступ к этой информации получат сотрудники ФАС. Программа или видеозапись перестают работать и автоматически отключаются, если совершается попытка изменить в них что-либо.

Плюсы применения

Чтобы защитить права участников торгов, программа записывает все, что происходит на стороне организатора процедуры, фиксируя основные моменты, которые могут помешать проведению торгов: нестабильность интернета, совершались ли DDOS-атаки, имеет ли участник аукциона цифровую подпись. Если организатор торговой процедуры не обеспечил доступность площадки, его ждет административное наказание.

По словам заместителя главы Минкомсвязи РФ М. Евграфова, аналогов подобной системе фиксации процесса торгов в электронной форме, направленной на борьбу с интернет-мошенниками, не имелось ранее как в нашей стране, так и за рубежом.

На сегодняшний день данное приложение имеет различные настройки, с помощью которых можно сделать процесс более удобным, к примеру, уменьшить длительность сохраненного видео (в настоящее время максимум - 6 часов), или отложить доставку видеозаписи, если качество интернет-связи недостаточно высокое.

Как скачать и установить Независимый регистратор

В 2013 году Минкомсвязи был организован конкурс на развитие системы «независимый регистратор», победителем которого является ФГУП НИИ «Восход», подписавший с министерством контракт на 2 года.

В ноябре 2014 года систему ввели в промышленную эксплуатацию, и уже в конце месяца программу мог скачать каждый желающий на сайте госзакупок. Следующий, 2015 год, служит тестовым периодом перед тем, как создатели будут расширять функционал ПО.

И уже с января 2016 г. все, кто участвует в электронных аукционах, должны будут в обязательном порядке использовать «Независимый регистратор».

Скачать "Независимый регистратор" с официального сайта закупок:

Информационная система «Независимый регистратор» — система, обеспечивающая независимую регистрацию (резервирование и хранение) истории проведения аукционов в электронной форме на электронных площадках с целью предоставления информации о действиях, совершенных на торгах, для принятия контролирующим органом решений на основе объективной информации.

Цели

Работа системы «Независимый регистратор» направлена на обеспечение:

  • резервирования и хранения истории проведения аукционов на электронных площадках и визуализации хранимой в информационной системе «Независимый регистратор» информации;
  • оперативного получения контролирующими органами достоверной информации о юридически значимых действиях, совершаемых при проведении электронных аукционов;
  • возможности выявления нарушений при проведении электронных аукционов, в том числе при размещении информации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Задачи

Задачами системы является:

  • сбор, протоколирование и хранение:
    • всех действий в процессе проведения аукционов на электронных площадках;
    • юридически значимых действий в процессе размещения информации, в том числе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ;
  • выявление случаев мошенничества при проведении электронных аукционов;
  • передача хранимой информации по запросу в информационную систему «ФАС-Контроль»;
  • предоставление информации о действиях, совершенных на торгах, для принятия контролирующим органом решений на основе объективной информации;
  • визуализация хранимой в информационной системе «Независимый регистратор» информации.

Сроки

Ноябрь 2013 года - декабрь 2015 года.

Этапы

Первый этап работ по контракту был завершен 27 марта 2014 года, в результате которого были разработаны следующие подсистемы информационной системы «Независимый Регистратор»:

  • подсистема контроля и аудита;
  • подсистема формирования единой нормативно-справочной базы;
  • подсистема администрирования;
  • подсистема контроля работы электронных площадок и предотвращения угроз проведения электронных аукционов;
  • подсистема интеграции;
  • подсистема информационной безопасности.

Второй этап работ по контракту был завершен 17 ноября 2014 года, в результате которого информационная система «Независимый Регистратор» введена с 27 ноября 2014 года в промышленную эксплуатацию на всех 5 электронных площадках, отобранных для размещения государственного заказа.

В рамках третьего этапа будет проведена разработка новых подсистем информационной системы «Независимый Регистратор». Доработка подсистемы информационной безопасности. Сопровождение подсистем информационной системы «Независимый Регистратор». Консультационное сопровождение пользователей.