Экологические фонды РФ - система внебюджетных государственных фондов, создающихся для решения неотложных природоохранительных. Объединяет федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Цель системы экологических фондов - решение неотложных природоохранных задач, восстановление потерь в окружающей среде, компенсация причиненного вреда за счет ухудшения качества окружающей среды в тех случаях, если виновник вреда не установлен.

Формирование экологических фондов осуществляется за счет:

· средств, поступающих в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;

· сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения;

· средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

· пожертвований от юридических и физических лиц, которые зачисляются на специальные счета.

Основными направлениями расходования средств территориальных экологических фондов являлись: строительство, техническое перевооружение, реконструкция природоохранных объектов (50%), материально-техническое обеспечение (5,9 %), внедрение экологически чистых технологий (2,9 %), создание и использование систем мониторинга окружающей среды (2,7 %), другие виды природоохранной деятельности (18%).

Федеральный внебюджетный экологический фонд был образован в 1992 году для решения неотложных природоохранных задач Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 года N 442. Рекомендовалось создать и территориальные экологические фонды в регионах России. В соответствии с Положением "О федеральном экологическом фонде" фонд являлся самостоятельным государственным внебюджетным учреждением, обладающим правами юридического лица. Правовой основой создания фондов явился Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды". Федеральный экологический фонд просуществовал до 1995 года, был консолидирован в федеральный бюджет, однако в 2001 году он был ликвидирован. Наиболее острым вопросом, возникшим в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ, явилось судьба местных экологических внебюджетных фондов. Ведь ст.10 Бюджетного кодекса РФ не предусматривала создание на уровне муниципальных образований иных фондов денежных средств, кроме как местных бюджетов. Однако ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" все же позволял представительным органам местного самоуправления образовывать целевые внебюджетные фонды, хотя такое противоречие недопустимо. В результате для регулирования условий и порядка создания системы экологических фондов в РФ служил Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Получается, что муниципальные образования обладали правом не преобразовывать внебюджетные экологические фонды в бюджетные.

Органы местного самоуправления по-разному решали проблему, связанную с фактическим запретом Бюджетного кодекса РФ на создание местных внебюджетных фондов, в том числе и экологических. Так, решением городского Совета народных депутатов города Владимира Владимирский внебюджетный экологический фонд был преобразован в муниципальное учреждение "Экологический фонд г. Владимира". Городской экофонд получил статус муниципального учреждения. В результате экологический фонд фактически стал сметой доходов и расходов данного учреждения, финансируемого за счет бюджетных ассигнований, и тогда становится невозможным формировать фонд за счет таких налоговых поступлений, как платежи за загрязнение окружающей природной среды. Указанные платежи все равно пришлось аккумулировать в местном бюджете, а потом направлять в это учреждение.

Все вышеизложенное подтверждало наличие проблем в области бюджетного законодательства.

До 2007 года в России существовали территориальные экологические фонды. С 2008 года в региональных бюджетах не предусмотрено направление средств на финансирование экофондов. Однако появились целевые программы расходования бюджетных средств. Такая программа, например, была провозглашена в 2008 году в г. Москве. Она утвердила проведение Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 гг., приоритетными остались мероприятия по природоохранной деятельности - снижение негативного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух города, улучшение состояния поверхностных и подземных вод, сокращение зон шумового дискомфорта и т.д.

Безусловно, целевые программы финансирования экологических мероприятий являются очень важными и необходимыми для охраны и защиты окружающей среды. Однако, по нашему мнению, все-таки необходимо и наличие экологических фондов как отдельных организаций, поскольку будут существовать специальные органы, которые занимались бы конкретно вопросами экологии. Но в этом случае возникает необходимость устранения противоречий в законодательстве, создать систему четкого контроля за деятельностью экологических фондов.

Какими бы ни были мероприятия по охране окружающей среды, главное, чтобы они были эффективными. Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. была одобрена Экологическая доктрина РФ, разработанная Министерством природных ресурсов и экологии России с участием органов государственной власти РФ. Стратегической целью политики в области экологии явилось сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны, а основная задача в указанных сферах - снизить загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго - и ресурсоемкости продукции и услуг. Насколько цели и задачи Экологической доктрины будут достигнуты зависит от многих факторов. Ясно одно - будут ли существовать экологические фонды или нет, выполнение указанных задач зависит не только от государственных мер, но и от каждого гражданина РФ. Наверняка, если будет меньше загрязнений окружающей среды, а соответственно и платежей за них, то и не придется проводить мероприятия по восстановлению природных объектов.

Создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую федеральные Э.ф. и Э.ф. субъектов РФ. Э.ф. образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, в т.ч.: платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан (см. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.).

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ" в других словарях:

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ - внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а тж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и… … Юридическая энциклопедия

    См. Фонды экологические. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ - система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды; образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а… … Экологический словарь

    Система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды; образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а… … Словарь бизнес-терминов

    Внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и… …

    экологические фонды - внебюджетные государственные фонды, создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую… … Большой юридический словарь

    ФОНДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ … Юридическая энциклопедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в доку … Википедия

    - (см. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Система общественных и государственных организаций, ставящих своей целью решение экологических проблем. Внебюджетные государственные Ф.э. находятся в единой государственной системе, включая Федеральный Ф.э. РФ, субъектов РФ и местные Ф.э.;… … Словарь черезвычайных ситуаций

Книги

  • Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования , Колесникова Кира Владимировна. Механизм финансирования экологически значимых мероприятий, сложившийся в 90-х гг. XX в., упразднен. С 2000 г. ведутся непрерывные попытки выработки алгоритма бюджетногофинансирования в…
  • Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования Монография , Колесникова К.. Механизм финансирования экологически значимых мероприятий, сложившийся в 90-х гг. XX в., упразднен. С 2000 г. ведутся непрерывные попытки выработки алгоритма бюджетногофинансирования в…

ВОПРОС 7. За счет каких источников образуются экологические фонды?

Экологические фонды образуются за счет средств, поступающих от предпри¬ятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических и физических лиц, в том числе:

платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения;

средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, добытой с их помощью продукции;

полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц.

ВОПРОС 8. Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

Статья 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы

Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территориальным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Статья 20. Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;

знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные в пункте 2 и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

Статья 24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы

устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона;

требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим.

Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы

Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 настоящего Федерального закона.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Рис 7

Структурно это можно показать в виде блок - схемы (рис 8).

Естественно, что эксперты, привлекаемые для проведения общественной экологической экспертизы, должны отвечать тем же кондициям, что и эксперты государственной экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправления. Регистрация должна быть осуществлена в семидневный срок со дня подачи заявления; заявление обязаны зарегистрировать или отказать в его регистрации. Если в регистрации не было отказано, то заявление считается зарегистрированным и можно приступать к организации экспертизы.

В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены:

наименование, юридический адрес;

характер предусмотренной уставом деятельности, с обязательной отметкой, что экологическая экспертиза входит в сферу деятельности;

сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;

сведения об объекте общественной экологической экспертизы;

сроки проведения общественной экологической экспертизы.

Согласно закону, Заключение общественной экспертизы приобретает юридическую силу (т.е. вывод о возможности или невозможности реализации объекта экспертизы становится обязательным) в случае его утверждения в специально уполномоченных государственных органах в области экологической экспертизы.

Естественно, что Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

в уставе общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не указано, что ее деятельностью, является охрана окружающей среды и в том числе проведение экологической экспертизы.

Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, заказчику документации, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. В этом случае на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 Федерального закона «Об экологической экспертизе». В целях более полной информации общественности «Заключение общественной экологической экспертизы» может публиковаться в средствах массовой информации или передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, инвестору, финансирующему проект и другим заинтересованным лицам (например, любые органы, лицензии или разрешения которых необходимы для реализации объекта).

право органам Минприроды взыскивать с предприятий в безакцептном порядке. Во-вторых, постановлением Правительства так разъясняется вытекающий из действующего законодательства факт: если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды или органами санэпиднадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.

Экологические фонды

В Российской Федерации создается система экологических фондов. Ее главная задача - обеспечение надежного финансирования различных видов природоохранной деятельности. Система экологических фондов включает Федеральный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружающей среды, экологические фонды предприятий.

Федеральный экологический фонд - внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством Правления, сформированного Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10% собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной деятельности, отчислений из республиканского бюджета, а также средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.

Правление ежегодно отчитывается о расходовании средств перед собранием представителей республиканских, областных, краевых комитетов по экологии и природопользованию.

Региональные экологические фонды. Учредителями республиканских,

краевых и областных экологических фондов являются соответствующие комитеты по экологии и природопользованию. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и действуют самостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самостоятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы. Средства этих фондов не подменяют другие источники финанси-

рования по проектам социально-экономического развития территории, плановые природоохранные мероприятия природопользователей. Они служат дополнительным источником финансирования и кредитования для:

- строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов природоохранного назначения, включая городские очистные сооружения, канализацию, и других природоохранных мероприятий территориального назначения;

- создания и усовершенствования автоматизированных систем мониторинга и технических средств для них, разработки, приобретения и аренды приборов, оборудования и техники для осуществления контроля;

- развития собственной материально-технической базы местных комитетов по экологии и природопользованию (приобретение машин, приборов, вычислительной техники и т.д.);

- создания местной информационной системы сбора, хранения, систематизации и обработки экологической информации и информации по территории;

- создания и развития заповедников, заказников, национальных парков и сохранения памятников природы;

- научных и практических работ по созданию ресурсосберегающих и природоохранных видов техники и технологии;

- исследовательских работ по изучению территории и развития рынка экологических услуг;

- проведения работ по экологической экспертизе объектов;

- создания предприятий с целью решения экологических проблем;

- проведения мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения, охраны и воспроизводства нарушенных хозяйственной деятельностью отдельных природных экосистем;

- организации экологического образования и воспитания, пропаганды экологических знаний, издательской деятельности по экологии и природопользованию.

Часть средств (до 5%) экологических фондов может быть использована на строительство объектов здравоохранения, для восстановления здоровья трудящихся, заболевания которых связаны с загрязнением окружающей среды.

Экологические фонды, являясь неотъемлемой частью экономического механизма регулирования природопользования, образуются за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, отдельных граждан, а также физических и юридических иностранных лиц. Данные фонды формируются за счет следующих платежей:

- за загрязнение окружающей среды;

- за сверхнормативное использование природных ресурсов (также по-

- платы по искам в возмещение ущерба;

- штрафов за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм, правил и стандартов;

- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов;

- добровольных взносов.

Также в эти фонды поступают:

- отчисления на природоохранные мероприятия из государственного

и местного бюджетов;

- средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по вкладам от долевого участия в деятельности совместных предприятий, иных юридических лиц и кредитов;

Доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности;

- средства от проведения денежно-вещевых лотерей и различных бла- готворительно-экологических мероприятий;

- прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в банках;

- средства из иных источников, не противоречащих существующему законодательству.

Экологические фонды предприятий. В перспективе предполагается формировать за счет отчислений от прибыли, а также других поступлений. Прибыль, направляемая в эти фонды, не подлежит налогообложению. Средства данных фондов необходимо использовать для осуществления природоохранных мероприятий до достижения выбросами установленных стандартов.

Для начала необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.

Система налоговых льгот должна включать:

- уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;

- налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т.п.).

Для льготного налогообложения также желательны:

- уменьшение суммы дохода, облагаемого налогом;

- прямое сокращение налогов (с использованием коэффициентов, дифференцированных по системе льготного налогообложения);

- исключение отдельных видов расходов из валового дохода;

- соответствующее использование подсистемы налогового кредита. При расчете облагаемой налогом суммы дохода может быть преду-

смотрена ускоренная амортизация основных фондов при условии выполнения всех требований охраны окружающей среды.

В этом случае от налогов освобождаются суммы дохода, равные разности между амортизационными отчислениями, принятыми в системе бухгалтерского учета, и нормативами вводимой налоговой амортизации.

Экологические критерии, по которым регулируется система налогообложения, следующие:

- степень соответствия фактического уровня ресурсоиспользования и ресурсосбережения региональным предельным нормативам;

- нормативные нагрузки на окружающую природную среду;

- территориальные лимиты природопользования;

- необходимые темпы перестройки народнохозяйственных структур на экологической основе;

9.1 Этапы создания экофондов в РФ

Началом формирования экологических фондов является 1988г. В этом году вышло Постановление Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988г. N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", в соответствии, с которым на территории РСФСР должны были создаваться фонды охраны природы, впоследствии, в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", переименованные в экологические фонды.

С 1988г. по настоящее время можно определить следующие этапы формирования экологических фондов.

1 этап (1989-1990гг.) - создание фондов охраны природы на территории 38 регионов России в ходе проведения эколого-экономического эксперимента, формирование двухуровневой системы фондов: федеральный и региональный. 1 этап - экспериментальный, и включал в себя уточнение методических подходов к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение природной среды с учетом экономических возможностей предприятий в отдельных регионах со сложной экологической ситуацией: апробирование на практике методов нормирования и направлений использования экологических фондов в условиях самоуправления и самофинансирования регионов.

2 этап (1991-1995гг.) - создание системы внебюджетных экологических фондов в соответствии со статьей 21 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", формирование 3-х уровней системы экологических фондов:

Федеральный;

Республиканский, краевой, областной;

Местный.

2 этап - этап становления платных услуг в сфере природопользования, предусматривал формирование нового экономического механизма природопользования в связи с повсеместным введением с 1991г. платы за загрязнение окружающей природной среды. Действие данного механизма направлено:

На создание единой системы внебюджетных экологических фондов, объединяющей Федеральный и территориальные фонды;

Планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам, налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

Возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

3 этап (1995г. по настоящее время) - консолидация внебюджетных экологических фондов России в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

9.2 Цели и задачи создания экофондов в РФ

Главной целью создания внебюджетных экологических фондов России являлось формирование автономного, независимого от госбюджета источника гарантированной поддержки природоохранной деятельности. При этом средства экологических фондов должны не подменять, а дополнять бюджетные средства и средства, выделяемые на эти цели предприятиями природопользователями.

В соответствии с "Примерным положением об экологических фондах на территории Российской Федерации", утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов 11.07.92r., основными задачами фондов являются:

Финансирование и кредитование экологических программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения:

Мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программ;

Экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрение экологически чистых технологий.

Содействие в развитии экологического образования и воспитания.

9.3 Правовой и финансовый статус экофондов в РФ

В настоящее время во всех 83 субъектах Российской Федерации образованы и действуют экологические фонды. Кроме того, помимо областных, республиканских, краевых, окружных экологических фондов действуют 130 экофондов местного уровня (районные и городские).

Правовое и финансовое положение экологических фондов субъектов федерации следующее:

Данные о юридическом и финансовом положении экофондов субъектов федерации (в % от числа фондов)
Фонды образованы:
По решению представительных органов
По решению администрации
По решению Комитета охраны природы
Положение о фонде утверждено:
Смета расходов утверждается:
Представительным органом власти
Исполнительным органом власти
Контроль за деятельностью фондов осуществляют:
Представительный орган власти
Администрация
Комитет охраны природы
Представительный орган власти, администрация, комитет охраны природы
Представительный орган власти, комитет охраны природы
Администрация, комитет охраны природы
Фонды, обладающие правами юридического лица
Фонды, консолидированные в бюджет

Приведенные данные свидетельствуют о том, что система экофондов все еще находится в стадии формирования и нуждается в дальнейшем упорядочении.

9.4 Источники формирования средств экологических фондов РФ

Источники формирования средств экологических фондов определены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и впоследствии закреплены утвержденными органами управления субъектов федерации Положениями об экологических фондах:

Средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан, а также иностранных юридических и физических лиц в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды загрязнения;

Средств, получаемых по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

Средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,

незаконнодобытой с их помощью продукции;

Добровольных отчислений и взносов предприятий и граждан, иностранных юридических и физических лиц;

Средств, получаемых в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц, а также кредитов;

Доходов от издательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности фондов;

Средств из иных источников, образование которых не противоречит действующему законодательству.

Средства экологических фондов на территории Российской Федерации зачисляются на специальные счета экологических фондов на территории Российской Федерации в учреждениях банков и расходуются в соответствии с их целевым назначением.

Платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляются предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета государственных экологических фондов. Они распределяются в следующем порядке: 60% - на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения; 30% - на реализацию природоохранительных мероприятий республиканского, областного, краевого значения;

10% - в Федеральный экологический Фонд Российской Федерации на реализацию природоохранительных мероприятий федерального значения.

С момента образования экологических фондов РФ структура источников доходов фондов менялась. Однако постоянно преобладает доля платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита и сверх лимита (их доля более 70%) в общем, доходе экофондов).

Законом "Об охране окружающей природной среды" установлено, что плата, взимаемая с предприятий, организаций, учреждений за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов, в размере 10% должна поступать в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды, остальные 90% должны поступать в экологические фонды, а затем распределяться в следующем виде:

60°/о - на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения;

30% - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения;

10% - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

В Примерном Положении об экологических фондах на территории РФ закреплены 12 основных направлений расходования средств экофондов РФ. Как правило, они имеют место в деятельности всех экологических фондов РФ. Однако, некоторые фонды дополняют число основных направлений исходя из эколого-экономической ситуации территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

9.6 Правовая база деятельности экофондов в РФ

Начиная с 1989г. по настоящее время серьезной проблемой успешного функционирования экологических фондов РФ является недостаточность правовой базы.

В настоящее время работа проводится по двум направлениям:

1. Совершенствование действующих нормативно-методических документов. Это подготовка следующих усовершенствованных нормативных актов:

Положение о Федеральном экологическом фондеРФ;

Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды и т.п.

2. Подготовка проектов новых документов:

Закона Российской Федерации "Об экологических фондах в Российской Федерации";

Инструкции о порядке формирования, финансирования расходов, ведения учета и составления отчетности об использовании средств экологического фонда и т.п.

В условиях экономической нестабильности, высокой инфляции и сокращения объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышается роль экологических фондов.