В среднем житель России тратит на дорогу к рабочему месту и обратно больше часа-двух времени. Некоторые добираются пешком, другие используют личный транспорт, третьи — общественный. Тем не менее, дорога остается зоной повышенной опасности, особенно в зимнее время года. Часты случаи производственных травм по дороге на работу. Как быть, если с вами случилось подобное? Стоит ли обращаться к начальнику за компенсацией? Имеет ли право пострадавший на оплачиваемый больничный и страховые выплаты по несчастному случаю ? На эти и многие другие вопросы представлены ответы в материале.

Считается ли травма по дороге на работу производственной?

Какая травма считается производственной по закону? В 227 статье Трудового кодекса России сказано, что к такой группе относятся повреждения, случившиеся с сотрудником на рабочем месте во время смены или регламентированного перерыва. Но, необходимо сделать несколько уточнений. Официальной считается смена, прописанная в трудовом договоре. Иными словами, если прийти на предприятие вы, согласно контракту, должны в 9, но по устной договоренности появились в 8 и в интервале с 8 до 9 травмировались, получить надлежащие компенсации будет сложнее, особенно если начальник не захочет возмещать ущерб. Перерыв также должен быть регламентирован служебным уставом. Если в рабочее время человек получил перелом руки, находясь за пределами производства по личным причинам, травму признают бытовой.

Производственная травма по дороге на работу

Если вы получили повреждение по дороге на работу, то будет ли считаться такой случай производственной травмой? В Трудовом кодексе сказано, что решающая роль отводится транспорту, на котором вы ехали, когда случилась неприятная ситуация, которая стала причиной нанесения вреда здоровью. Если сотрудник получил повреждение, передвигаясь на личном транспорте, то оплатят ему лечение только в том случае, если в трудовом договоре сказано, что личное авто использовалось как служебное.

Что считается производственной травмой по дороге на работу?

Рассматриваться как производственные могут не все виды увечий, полученные по дороге на работу. Вы можете рассчитывать на компенсацию, если:


  • получили телесные повреждения, в это понятие входит удар электричеством;
  • получили обморожение или тепловой удар;
  • вас укусило животное или насекомое.

Конечно, этот перечень не полный, происшествия на трассе также входят в окончательный список производственных травм.

Травма по дороге на работу не связанная с производством

Основой для определения характера травмы является даже не цель поездки, а именно транспорт, на котором вы ехали. Если это был служебный/рабочий транспорт, а ЧП случилось не на территории, где расположена компания или предприятие, считается, что вы исполняли обязанности. Сотрудник мог получить повреждение, когда возвращался с работы домой на служебном транспорте. Несмотря на внеурочное время, повреждение, например, ушиб после падения или перелом руки, будет считаться производственным.

Какие выплаты полагаются пострадавшему?

За производственную травму, полученную по дороге на работу, полагается компенсация. На первом этапе инцидент расследуется в рамках трудового законодательства. Если инцидент, случившийся на дороге, признан производственным, то работодатель обязан оплатить пострадавшему больничный. Если повреждение повлекло последствия, которые не позволяли какое-то время сотруднику выполнять работу, то все расходы на реабилитацию и лекарства при сохранении заработной платы оплачивает наниматель.

Если работодатель не хочет признавать получение травмы производственного характера по дороге на работу, работник может обратиться в суд с требованием о взыскании. Однако заметим, пользование служебным транспортом должно быть указано в договоре. Именно этот документ является основным инструментом решения споров между юридическим лицом — работодателем, и физическим лицом — сотрудником.

Важно : если в контракте, где должны быть прописаны все условия труда, нет положений о времени, которое вы проводите на работе, обеденном перерыве, использовании служебного транспорта и, особенно, личного транспорта в служебных целях, процесс взыскания выплат может усложниться. Вы имеете право потребовать дополнение своего договора с вашим работодателем, чтобы избежать возможных юридических коллизий.

Трудовой кодекс РФ регулирует травмы, полученные на рабочем месте, но как должен поступать работодатель, если была получена служебная травма по дороге на работу? Каждый несчастный случай должен рассматриваться, вне зависимости от обстоятельств.

В частности, производственная травма по пути домой подлежит расследованию, а при подтверждении поступает оплата от работодателя.


Что считается производственной травмой по дороге на работу?

Сразу стоит отметить, что Трудовой Кодекс РФ определяет перечень ситуаций, при которых увечья полученные по пути на работу считаются производственными, это актуально даже в случае несчастного случая. Так, к примеру, повреждения по дороге на работу будут учитываться, если работник использовал служебный транспорт, который предоставил работодатель. Между прочим, это относится и к направлению в сторону работы, и к пути с нее.

Производственная травма по дороге на работу может возникнуть во время командировки, которая также подлежит расследованию. Трудовой Кодекс РФ регламентирует служебную поездку в командировку в оба конца, как путь на работу. В данной ситуации признается поездка и на служебном транспорте, и на общественном.

Согласно ТК РФ, соответствующее увечье по дороге на работу регламентируется ст. 227, а в частности пункт 3.

Условно их можно разделить на следующие виды:

  • Телесные повреждения . В данный перечень входят различные травмы, при этом обязательно учитываются и повреждения, которые возникли вследствие действий иных лиц;
  • Иные повреждения. Сотрудник может получить повреждения иного характера, к которым относят повреждение излучением, электричеством или молнией, а также ожоги, тепловой удар и даже обморожение;
  • Животные и насекомые. Сюда относят любые телесные повреждения, к примеру — укусы, нанесенные по дороге на службу;
  • Чрезвычайные обстоятельства. Производственная травма может возникнуть вследствие разрушений, стихийных бедствий, аварий или взрывов;
  • Иные повреждения. Считаются производственными травмами, если они вызвали потерю трудоспособности (постоянную или временную), требуют перевод с основного места деятельности, а также повреждения с летальным исходом.

Подлежит ли расследованию несчастный случай по дороге на работу?

Стоит рассмотреть ситуацию, когда сотрудница, к примеру, сломала руку по дороге к рабочей территории. Если сотрудницу сбила машина, и она сломала руку, то руководитель будет рассматривать данную ситуацию, как несчастный случай, и это будет бытовая, а не производственная травма. А вот если сотрудница будет передвигаться на служебном или личном транспорте или личном и сломала руку, то Трудовой Кодекс РФ сообщает, что такое увечье считается производственной.

Так же можно сказать и про ДТП по пути на работу и по пути домой. Как было сказано выше, Трудовой Кодекс РФ предусматривает признание повреждений производственными в случае определенных условий использования автомобиля. А если же произошел несчастный случай и сотрудница сломала руку, попав под автомобиль, передвигаясь пешком, то ситуация не будет производственная.

Оплата производственной травмы по дороге на работу

Трудовой кодекс РФ, а в частности статья 227, гарантирует, что каждый случай получения повреждений подлежит расследованию, и в случае его подтверждения, работодатель возмещает затраты — оплата медикаментов.

Производственная травма по дороге на работу не только подлежит расследованию, но и считается полностью оплачиваемой:


  • Считается оплата больничного;
  • Считается оплата лечения и оплата реабилитации.

Само собой, степень травмы, даже если это несчастный случай, в обязательном порядке подлежит расследованию медико-социальной экспертизой. Между прочим, в некоторых ситуациях оплата проходит исключительно за счет предприятия, без компенсации со стороны ФСС.

Производственная травма по дороге на работу - Трудовой Кодекс РФ

Трудовой Кодекс РФ гарантирует, что соответствующее повреждение к направлению в сторону работы и обратно считается действительной, если попадает под действие статьи 227. При рассмотрении дела обязательно учитывается путь, место и время получения увечья. Дело в том, если местом происшествия была территория предприятия, то лечение будет обязательно оплачиваться. А вот если сотрудница сломала руку по пути домой (или уже войдя в дом), то такое происшествие не всегда учитывается и подлежит расследованию.

Что касается иного вида перемещения, то если человек находился на пути в служебную командировку, то даже несчастный случай в общественном транспорте считается служебным повреждением.

Ни один из сотрудников не застрахован от несчастных случаев, но как прописано в ТК Российской Федерации, каждый пострадавший имеет право потребовать компенсацию за полученные увечья. Если возникает определенный вопрос, то законодательство, а в частности — Трудовой Кодекс РФ гарантирует рассмотрение всех возникающих ситуаций.

    Необходимые документы при приеме на работу

    Чтобы работник был трудоустроен на работу, собирается определенный пакет документов. Большинство из списка могут быть…

    Направление на медосмотр при приеме на работу

    Работодатель отправляет на медосмотр сотрудника для того, чтобы тот прошел периодическое или обязательное обследование. Чтобы…

    Прием на работу сотрудников ИП

    Развитие бизнеса приводит к тому, что вести его в одиночку становится проблематично. Многие индивидуальные предприниматели…

    Вводный инструктаж при приеме на работу

    Лица, являющиеся административным персоналом в организации, несут ответственность за безопасный производственный труд, поэтому должны знать…

    Полиграф при приеме на работу

    Руководители больших организаций используют полиграф для принятия сотрудников на определенную должность. Об этом гласит общедоступная…

    Военный билет при приеме на работу

    Военный билет при официальном трудоустройстве - важный документ. Часто руководители крупных и не очень организаций отказывают трудоустраивать…

Несчастный случай с любым работником может произойти и вне рабочей территории. Перелом руки, любые другие ушибы и увечья можно получить и по дороге на работу. При таких обстоятельствах подобная травма будет считаться производственной? На какую оплату может рассчитывать условный сотрудник? Об этом читайте далее.

Производственная травма по дороге на работу

Для ответа на такой вопрос необходимо обратиться к статье 227 ТК РФ. В соответствии с ее положениями, законодательством признается в виде производственной травма, полученная за пределами места формальной работы. Это же самое касается и установленных трудовым соглашением перерывов, командировок, выполнения служебных поручений на других, не рабочих местах.

Что касается дороги на работу, то здесь нужно учитывать одно важное обстоятельство: описываемая травма должна быть получена при движении на транспорте. Это может быть как личный транспорт, который используется в служебных целях, так и автомобиль, который ранее был предоставлен самим работодателем. Получается, что ДТП, или любое другое происшествие по дороге на работу, могут быть причинами производственных травм, что далее должно будет полностью компенсировано текущим работодателем. Все остальные случаи, в том числе и следование пешком, в расчет не берутся.

Считается ли травма по дороге на работу производственной?

Если для этого используется общественный транспорт либо услуги пассажирского извоза, то даже при получении серьезных увечий, работодатель не может быть принужден к обязательному возмещению. Если он захочет это сделать по своей воле, то ограничений в этом не установлено. Но об обязанности здесь не может быть и речи. Правительство отказалось признавать такую травму по той причине, что ранее, до введения соответствующих поправок, было зафиксировано большое количество злоупотреблений такой ситуацией. Достаточно было получить увечье в предрабочее или в после рабочее время, как работодатель сталкивался с требованием по выплате компенсации.

Опровергнуть факт травмирования, даже если сотрудник на самом деле направлялся не на работу, было невозможно. Поэтому, с 2015 года, было решено внести в данную диспозицию некоторые изменения. Теперь, такие повреждения считаются признанными, если получились только в следовании на личном/служебном транспорте. Такое увечье будет считаться производственным.

Травма по дороге на работу не связанная с производством

Здесь следует внести некоторую ясность. Компенсация полагается не по каждому случаю, а лишь по тем, которые будут подтверждены после проведенного ведомственного расследования. В соответствии с указанной статьей 227 ТК РФ, начальство производства должно принять от пострадавшего работника заявление, и провести следующие действия:

  • издать указ о создании ведомственной комиссии;
  • поручить данной комиссии установление всех фактических обстоятельств;
  • подключение при необходимости и правоохранительных органов;
  • фиксация результатов расследования в ведомственном акте;
  • принятие решения о перечислении компенсации.

Важно : если работник двигался на работу пешком и, к примеру, упал в открытый люк канализации, то такое повреждение может быть возмещено по самостоятельной воле работодателя. Для этого достаточно направить на его имя адресное заявление. Тяжелые травмы в большинстве случаев все же компенсируются, несмотря на отсутствие подобной обязанности со стороны профильного законодательства.

Какие выплаты полагаются пострадавшему?

Если дорога на работу приравнивается к исполнению служебных обязанностей, то все увечья и любые повреждения, получаемые в процессе следования, будут считаться производственными. Поэтому, после установления всех фактических обстоятельств, работнику должны быть перечислены два вида компенсаций:

  • сумма, полностью покрывающая все формальные затраты в процессе реабилитации;
  • возмещение морального вреда.

Предельная величина может быть установлена сторонами самостоятельно, либо судом.

Если человек шел на работу пешком и перед входом упал, получив при этом травму, то, скорее всего, это не будет связано с производством. Подобных случаев большинство и работодатель не обязан их расследовать и принимать к учету. Однако расследование все же может быть проведено, если случай имеет признаки травмы на производстве .

Любая травма, полученная работником, по пути на работу или с работы, связанная с полной или частичной потерей трудоспособности должна рассматриваться отдельно .

Несчастный случай при следовании к месту работы, связанный с производством

Первично, квалификация случая, как связанного с производством определяется в соответствии с 125-ФЗ от 24.07.1998 г.(статья 3).

Травма по дороге на работу, может быть признана связанной с производством , если:

  1. Работник следовал к месту работы служебным транспортом, либо на личном транспорте, если это предусмотрено (контрактом) с работодателем;
  2. Работник выполнял поручение работодателя;
  3. Работник находился на территории принадлежащей предприятию;
  4. Случай произошел в рабочее время.

Расследование таких случаев проводится на основании ст. 227-231ТК РФ и в соответствии с Постановлением 73 от 24.1.2002 г. В постановлении определен порядок расследования, а также приведены все основные формы документов , которые необходимо оформить или получить при расследовании случая.

Сроки расследования и точный перечень документов будут зависеть от заключения медицинского учреждения. Только специалисты могут дать заключение о тяжести травмы, полученной работником .

Легкая травма расследуется в течение 3 дней, тяжелая в течение 15 дней. В любом случае, при расследовании должны быть оформлены следующие документы :

  1. Приказ, в котором определяется состав комиссии по расследованию случая;
  2. Документ об осмотре места происшествия - протокол (форма 7);
  3. Схема места происшествия;
  4. Протокол опроса пострадавшего и очевидцев, если таковые были (форма 6);
  5. Заключение о тяжести травмы;
  6. Справка о погодных условиях;
  7. Результаты медицинского освидетельствования пострадавшего (наличие в его крови алкоголя или наркотических веществ);
  8. Итоговый протокол заседания комиссии по расследованию случая, в котором будут обозначены основные выводы: признание случая связанным или не связанным с производством, профилактические мероприятия и т.д.;
  9. Отметка в журнале регистрации и учета несчастных случаев на производстве.

Если получена травма по дороге на работу, то расследование может быть проведено на основании заявления пострадавшего (его представителя) и заключения медицинского учреждения о тяжести травмы. В заявлении работнику необходимо указать причины, по которым он считает, что травма связана с производством.

Материалы расследования случаев, связанных с производством, направляются в инстанции, определенные в статье 230 ТК РФ.

Травма по дороге на работу не связанная с производством

Если в результате расследования, комиссией будет установлено, что данный случай с производством не связан, то составляется акт в произвольной форме, а Акт Н-1 не составляется. Формы документов по расследованию таких травм российским законодательством не предусмотрены , но могут быть определены локальными документами самого работодателя.

При отсутствии заявления от пострадавшего работника, работодатель на основании информации, полученной от медучреждения, может провести собственное расследование . Но в любом случае, должны быть оформлены следующие документы:

  • объяснительные пострадавшего работника и очевидцев о происшедшем;
  • листок нетрудоспособности (больничный);
  • акт в произвольной форме о травматическом случае, не связанном с производством.

Производственная травма – ситуация, с которой достаточно часто сталкиваются как работники, так и работодатели. В законодательстве Российской Федерации установлено, что начальник предприятия или организации несёт ответственность за здоровье своих сотрудников на производстве в том случае, если они соблюдают требования техники безопасности. Но как оформляются случаи, когда работник получил такую травму не на рабочем месте, а, например, по дороге на работу?

Производственная травма – общая информация

Производственная травма – травма, которую рабочий получил во время производственного процесса. Согласно ст. 214 ТК РФ, работник обязан соблюдать на предприятии. Начальник, в свою очередь, обязуется сделать так, чтобы работа на производстве была максимально безопасной, с учетом специфики и вредности этой работы. Тем более в ст. 210 ТК РФ говорится о том, что на данный момент главным приоритетом охраны труда в государстве является сохранение не только жизни, но и здоровья работника.

Определение производственной травмы установлено законодательно в ст. 3 закона №125-ФЗ от 24.07.1998. Несчастным случаем на производстве считается событие, когда застрахованный работник получил травму или какое-нибудь увечье, исполняя требования, которые были установлены в трудовом договоре. Этот случай мог иметь место как на территории страхователя, то есть работодателя, так и за её пределами. То есть не обязательно находиться на производстве, чтобы получить производственную травму, главное в данной ситуации – исполнение трудовых обязанностей работником. Такой травмой может считаться случай, когда сотрудник получил увечье:

  • По дороге домой;
  • По дороге на работу;
  • В командировке.

И тот, и другой случай будут считаться производственной травмой только если работодатель предоставил рабочим свой транспорт. Например, если после работы сотрудников развозит по домам специально купленный для этих целей автобус. Производственная травма по дороге домой или на работу – вполне частый случай.

Во всех описанных выше случаях травма, полученная сотрудником, будет считаться производственной. А значит работодатель понесет за неё ответственность. Он обязан будет предоставить гарантии, что работник не будет уволен, пока находится на лечении, и должен будет выплатить ему компенсацию за это. Обязательно должны быть покрыты

Далеко не все работодатели без споров соглашается выплатить сотруднику компенсацию. А значит перед тем, как отправиться в больницу, работник должен сначала зафиксировать, что у него эта травма вообще есть. Если у сотрудника на руках не будет документа, подтверждающего фиксацию такой травмы, или если эта фиксация будет сделана ненадежно, то получить признание того, что увечье получено на производстве, будет крайне сложно.

Производственная травма вне рабочего места

При определении, является ли полученная травма производственной, нужно опираться на главное – получена ли она при выполнении условий трудового договора? Считается ли дорога на работу производственной травмой? Например, являются производственными, а значит работодатель несет за них полную ответственность, такие ситуации, как:

  • Травма, полученная во время обеденного перерыва , который установлен в дневном распорядке предприятия;
  • Производственная травма по дороге на работу
  • Производственная травма по дороге с работы домой на транспорте, который предоставил работодатель;

Но если на время обеда сотрудник освобождается от обязанностей, прописанных в трудовом договоре, или если он обедает не по распорядку, то признать такую травму производственной будет крайне сложно. Но производственная травма по дороге домой – вполне возможный вариант.

Травма может классифицироваться как производственная и в том случае, если сотрудник ехал к месту работу на личном транспорте. Это возможно, если работник в этот момент использует свой личный автомобиль в служебных целях и это условие заранее оговорено.

Ещё одним фактором, позволяющим классифицировать травму как производственную, может быть распоряжение работодателя. То есть если сотрудник получил увечье, когда двигался к рабочему месту по распоряжению своего начальника. И при этом абсолютно не важно, на каком именно транспорте сотрудник следовал на своё рабочее место. Даже производственная травма по дороге на работу пешком будет причиной требовать компенсацию.

Также обратите внимание на то, что случаи производственной травмы, и то, кто несет за них ответственность, что должно выплачиваться и другие важные факторы, могут быть изменены только законодательно, правительством Российской Федерации. Работодатель не имеет никакого права диктовать, какие случаи являются производственной травмой, или ограничивать сотрудника в получении каких-нибудь обязательных выплат, гарантий.

Даже если сам работник написал заявление, в котором говорит о том, что он снимает с работодателя любую ответственность за своё здоровье или конкретный случай производственной травмы – это не имеет абсолютно никаких юридических последствий. Работодатель всё равно несёт ответственность за здоровье своих сотрудников и обязан возместить им медицинские расходы. Об этом говорится в ст. 9 и ст. 8 ТК РФ.

Перечень несчастных случаев, которые рассматриваются законодательством и подлежат учету и расследованию, изложен в ст. 227 ТК РФ. Также дополнительные случаи можно увидеть в п. 3 Положения №73 “Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве”, которое установлено и утверждено Министерством Труда Российской Федерации в 24.10.2002.

Производственная травма в командировке

Отдельным пунктом следует рассмотреть производственные травмы в командировке. Являются ли они производственными увечьями, может ли сотрудник рассчитывать на компенсацию по такому делу?

Самое важное, что стоит установить во время расследования травмы, полученной во время командировки – в чьих интересах действовал сотрудник, когда получил увечье. Он делал что-то в интересах своего прямого работодателя, то есть совершал трудовую деятельность, или действовал в личных целях? И, в зависимости от случившегося, этот факт может устанавливаться и расследоваться абсолютно по-разному.

Если работник получил травму во время следования в командировку (или если возвращался из неё), то работодатель должен организовать специальную комиссию. Она будет заниматься расследованием и, в конце концов, скажет, стоит ли считать этот случай производственной травмой. О том, по каким критериям начальство должно собирать комиссию, говорится в ст. 229 ТК РФ.

Отдельно стоит разобрать ситуацию, когда сотрудник получил увечье, когда был откомандирован начальством организации не в конкретное предприятие, а действовал самостоятельно. Это, например, может быть юрист, получивший травму, когда ему необходимо было подписать бумаги с другой стороной договора и при этом сам он представляет интересы только своей организации. В таком случае комиссию собирает тоже работодатель попавшего в происшествие сотрудника, но при этом он может включить туда лиц от второй стороны договора.

Также стоит разобрать производственную травму, полученную в командировке за границей Российской Федерации. Акт о случившемся происшествии обязана составить та сторона, к которой был направлен сотрудник, если несчастное происшествие случилось в таких странах, как:

  • Кыргызстан;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Украина;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Узбекистан;
  • Таджикистан;
  • Молдова;

Они должны также зафиксировать сам факт травмы. И это правило работает как в эту, так и в обратную сторону. То есть, если сотрудник одной из этих стран приехал по командировке в Российскую Федерацию и получил здесь травму, то принимающая сторона должна сделать то же самое – составить акт, зафиксировать травму.

А если сотрудник, находящийся в командировке, прикреплен к принимающему его предприятию, то начальство этого производства должно не только составить все нужные акты, но и взять на себя часть обязанностей работодателя травмированного человека. А именно, оно должно организовать комиссию и, что самое важное, провести полное расследование случившегося. Но кроме этого организация, к которой прикреплен откомандированный сотрудник, обязана:

  • Послать уведомление в ту страховую службу, с которой сотрудничает предприятие, где работает травмированный человек;
  • Составить и оформить нужный акт о том, что несчастный случай имел место;
  • Если полученное увечье повлекло серьезные последствия, привело к смерти или если несчастный случай произошел с несколькими сотрудниками, то принимающая сторона обязуется отправить работодателю специальное уведомление об этом.

Выплаты по производственной травме

Разобравшись с тем, какие случаи являются производственной травмой, стоит задаться другим вопросом – каков размер компенсационной выплаты, которая полагается травмированному сотруднику?

  • Работодатель обязан покрыть стоимость больничного листа, который предоставить сотрудник. Это делается из тех средств, которые начальник организации выплачивал на страхование как раз от таких случаев. Но поскольку работодатель уплачивает взносы в ФСС за каждого сотрудника, затраты компенсируются из средств Фонда. И стоит отметить, что стаж работы не имеет никакого влияния на то, в каком размере покрывается больничный лист. Он в любом случае должен быть компенсирован полностью. Для того, чтобы получить такую компенсацию, сотрудник должен оформить специальный акт – лист о нетрудоспособности. Это можно сделать в том медицинском учреждении, где его лечили.
  • Выплата, которая совершается единовременно. Размер подобной выплаты зависит только от того, насколько сильную травму получил сотрудник – этот критерий устанавливается в ФСС.

Также сотрудник имеет право обратиться в суд для того, чтобы ему возместили полученный в связи с травмой материальный и моральный вред.

Стоит отметить, что комиссия устанавливает не только сам факт получения травмы, и является ли она производственной, но и то, насколько сильный вред был причинен здоровью. Если увечье легкое и не понесло за собой никаких серьезных последствий, то ФСС вообще не занимается возмещением средств и компенсацией ущерба. Эта обязанность перекладывается на плечи работодателя.