Цели занятия:

  • углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;
  • объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие);
  • учить отличать птиц от других животных;
  • познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц;
  • обогащать и активизировать речь детей;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстрации с птицами;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов»;
  • чтение художественной литературы о птицах.

Оборудование:

  • демонстрационный материал «Птицы»;
  • модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
  • перья разной формы, цвета, размера;
  • ножницы, стаканчики с водой;
  • карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
  • кормушки и различный корм для птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети: (перечисляют признаки осени).

Воспитатель: почему стало мало птиц?

Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?

Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).

Воспитатель: каких птиц вы знаете?

Дети: (перечисляют птиц).

Воспитатель: куда улетают птицы осенью?

Дети: на юг.

Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?

Дети: перелетные птицы.

Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение?

Дети: о перелетных.

Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?

Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель: Что не правильно?

Дети: мухи.

Воспитатель: А мухи – это кто?

Дети: насекомые.

Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

(дети хлопают)

Воспитатель: начинаем снова…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Дети: цветом, размером, формой.

Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок?

Дети: перья полетят, они легкие.

Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети: нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?

Дети: чтобы летать.

Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?

Дети: для тепла.

Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.

Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)

Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов» .

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?

Дети: зимующие, оседлые.

Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?

Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»

Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.

(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)

Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.

А почему говорят, что зима трудное время для птиц?

Дети: (высказываются).

Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?

Дети:

Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?

Дети:

Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Воспитатель: но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц остается на зимовку в нашей республике?

Дети:

Воспитатель: каких вы запомнили перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?

Дети:

Воспитатель: для чего птицам нужны большие перья? А маленькие?

Дети:

Воспитатель: спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и корм, кормите и берегите птиц.

Беседа

Что мы знаем о птицах?

Иванова Марина Игоревна

Цель: 1. Развивать познавательный интерес.

Задачи: 1.Рассказать учащимся о птицах, живущих в наших краях.

2. Рассказать о птицах, живущих в других странах.

2. Научить называть взрослых птиц.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о птицах? Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы должны угадать птичку, и о каждой птичке я расскажу вам много интересного.

Слайд 2.

Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.

У воробьев в стайке есть воробей – сторож. Что же он сторожит? Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку или ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь.

Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но несмотря на свой «боевой» характер, воробьи - это очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки, и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. Вот какая птица – маленькая, а что такое дружба уже знает!!! И всегда с друзьями делится

Воробьи – это птички, которые живут и на севере и на юге и никогда не улетают на зиму, потому что могут найти себе корм и зимой.

Воробьи, которые живут рядом с человеком, под крышами домов – это домовые, но есть и полевые воробьи. Гнездятся полевые воробьи в старых парках, гнезда устраивают либо в дуплах, либо в куче хвороста, скворечниках и дуплянках, которые в лесу развешивают школьники. Гнездо они делают из всякого мусора, из травинок, из сена, соломы. Внутри гнезда все устлано обязательно перьями. Ярких красок в их одежде – перышках, нет: спинка коричневая, брюшко серое, на голове светло-коричневая шапочка. Их перышки всегда чистые, аккуратные и смотреть на них приятно, так как они постоянно следят за чистотой своего тела.

Слайд 3

Ласточка

Короткий и очень широкий, особенно в основании клюв, очень большой разрез рта, узкие и очень длинные крылья, широкая грудь и в то же время изящное телосложение, короткие и слабые лапки, малопригодные для передвижения по земле, наконец, обыкновенно вильчатый хвост - признаки, по которым легко отличить представителей этого семейства от других птиц. Ласточки - прекрасные летуны, значительную часть жизни они проводят в воздухе. Даже пьют они на лету, стремительно проносясь с поднятыми крыльями и вытянутой вниз шеей над самой поверхностью воды и черпая ее подклювьем. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строении, провода. Пение ласточек - негромкое приятное щебетанье Гнезда эти птицы строят на скалах, в обрывах на строениях, реже на деревьях. Собственно гнездо обычно сооружается из глины или из земли, склеенной слюной птицы. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету (мелкие мухи, комары, мошки, маленькие жучки и т. п.).

Слайд 4

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Слайд 5

Дятлы - э то мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. Череп дятла отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные и жёлтые отметины на голове и других частях тела. Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья. Яйца продолговатые, белого цвета. Дятлы иногда используют в качестве барабана пустые консервные банки и куски железа для того, чтобы их барабанная дробь звучала достаточно далеко: так они призывают к себе других дятлов.

Слайд 6

Сорока х орошо известная птица, имеющая яркую черно-белую раскраску и длинный ступенчатый хвост, во время полета принимающий веерообразный вид. Размером она примерно с галку, весит 160-260 г. Оперение мягкое, густое, черного цвета с белым брюхом, белыми плечами и белыми пятнами на крыльях. На большей части земли сорока - оседлая птица и лишь в зимнее время совершает небольшие местные кочевки. Однако местами из северных районов она предпринимает значительные перемещения к югу. Поселяется в мелкорослых лесах поблизости от опушек, в рощах, садах, парках, кустарниковых зарослях пойм рек, по оврагам, балкам, в горах и т. д. Живет эта птица парами, которые сохраняются и в зимнее время. Гнездиться начинает рано, в разных числах марта. Гнездо, в постройке или ремонте которого принимают участие оба члена пары, располагается в густых ветвях куста или дерева, чаще на небольшой высоте и бывает хорошо скрыто. Оно представляет собой крупное и сложное сооружение.

Слайд 7

Снегири – северяне, они - жители таежных лесов. Не заметить зимой разноцветную стайку снегирей просто невозможно. Нарядные птицы появляются в наших краях с первым снегом. Красногрудые и краснощекие самцы снегирей – настоящие красавцы, а вот самочки окрашены более скромно и не отвлекают внимание от своих расписных кавалеров.

Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. В переводе с тюркского СНИГ, что значит красногрудый. А потом оно изменилось на современное написание СНЕГИРЬ, т.к. птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Есть такая примета. Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.

Слайд 8

Сова . Летает бесшумно, видит в темноте, имеет отличный слух. Достаточно лёгкого шороха, чтобы добыча была поймана. Совы имеют мягкое оперение. У них огромные глаза, подвижная шея, которая позволяет вертеть головой сверху вниз на 270 о . Она ест насекомых, птиц, рыб, мышей.

Слайд 9

Цапли - крупные и средние птицы с длинным прямым и острым клювом. Края клюва с мелкими зубчиками.
Кормятся, ходя по мелководью и схватывая рыбу или водяных насекомых, молниеносными движениями головы. Часто подолгу стоят неподвижно в воде или на берегу водоема.

Полет машущий, плавный. Шея в полете сложена в виде буквы S.
У цапель есть специальные перья - пудретки, кончики которых постоянно образуют сухой, похожий на пудру порошок. Этим порошком цапли покрывают перья, а затем удаляют его клювом, таким способом очищая перья от грязи и рыбьей слизи.

Гнездятся отдельными парами или колониями. Гнезда в форме конуса из ветвей и стеблей тростника строят на деревьях и тростниковых заломах.
Если вам в руки попала подраненная или больная цапля, обращаться с ней надо с большой осторожностью. Защищаясь от врага, цапля без промаха наносит удары клювом, целясь в глаза, и может нанести тяжелейшую травму.

Хотя рыболовы часто считают цапель вредителями рыбного хозяйства, на самом деле они ловят лишь сорную рыбу длиной до 10-15 см, а из более крупных рыб им достаются только больные или мертвые, да и то очень редко.

Слайд 10

Галка. Верх головы и шея у нее серые, остальное оперение черное с металлическим синим блеском на плечах и спине. Живут они в дуплах деревьев, на чердаках, в скалах чёрное, с синеватым или зеленоватым отливом . острый и сильный, чёрного цвета. Ворон - осторожная птица. Умеет хорошо передвигаться по земле.

Перед тем, как подняться на крылья, ворон делает несколько прыжков. Продолжительность жизни ворона в дикой природе составляет 10-15 лет.

Слайд 11

Грач размером и внешним видом напоминает ворону, и поэтому многие их путают. Но у грача есть четкий отличительный признак - кольцо из неоперенной голой кожи вокруг клюва у взрослых птиц, кроме того, грач "стройнее". У молодых птиц это кольцо отсутствует. Окраска грача чисто-черная с металлическим блеском, масса тела 350-490 г. Питаются крупными насекомыми, мышевидными грызунами, пищевыми отбросами, расклевывают трупы животных, из растительной пищи - семена различных растений, овощи, плоды и ягоды. Вылетая кормиться на поля, выдергивают проростки зерновых культур. Грачи нередки в городах, их можно видеть в смешанных стаях с воронами и галками, и зачастую они остаются в городе зимовать.

Слайд 12

Ворона - серая с черной головой, крыльями и хвостом.
Предпочтение отдает городам, населенным пунктам.
Всеядна.
Эти сообразительные птицы прекрасно приспособились к соседству человека. В последние годы они, например, научились систематически проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Умеют поднимать крыши скворечников, если они не прикручены проволокой. Вороны разоряют множество гнезд водоплавающих и даже хищных птиц. Ворона
гнездится в лесах (поблизости от опушек), рощах, садах, а также в городах.

Гнезда чаще встречаются на хвойных деревьях, реже на лиственных, не очень высоко от земли.
Гнездо строит из сухих сучьев, уложенных в развилке крупных ветвей дерева. Откладывает 4-5 бледно-зеленых, голубовато-зеленых или чисто-зеленых яиц с буроватыми пятнышками и точками в конце марта. Размеры яиц: (38-42) х (28-32) мм.
Вылет птенцов из гнезда происходит в середине июня.
Зимой частично улетает на юг или в города, где собирается огромными стаями, кормясь на свалках. Вороны могут воровать яйца у домашних птиц, нападать на цыплят и утят. Вредной птицей приходится считать ворону в охотничьих хозяйствах, где она нападает на гнезда и птенцов тетеревов, куропаток, уток и куликов. Но в большинстве мест она приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчи, жуков и озимого червя - вредителя озимых посевов.

Слайд 13

Скворцы

Семейство скворцов насчитывает 100 видов . Длина тела составляет в среднем 20 см, вес - около 100 г. Клюв у этих птиц прямой и острый, среднего размера, крылья умеренной длины, а хвост прямой, длинный. У них густое и жесткое оперение. Окраска большинства видов темная, отдельные части тела могут быть окрашены в белый, розовый цвета. Характерно, что темные участки оперения у этих птиц часто отливают металлическим блеском. Эти птицы охотно селятся рядом с человеком: они обычные обитатели садов, городских парков, ферм. Большинство скворцов - оседлые птицы, но они склонны к кочевкам.

Скворцы живут стаями, но могут встречаться и отдельными парами. Скворцы очень дружные, между ними не бывает драк, а об опасности или найденной пище скворец оповещает всю стаю. Все виды скворцов отличаются резким, громким голосом, они вообще большие любители покричать. Кстати, многие виды скворцов заимствуют звуки своих песен из окружающей среды, поэтому в их песнях можно услышать голоса разных птиц, звуки мотора, визг пилы. При длительном содержании в домашних условиях скворцы вполне способны выучить человеческую речь. Правда, в отличие от попугаев, скворцы не используют эти звуки осмысленно (для общения), а просто поют.

Скворцы очень подвижны, их шумные стайки находятся в постоянном поиске пищи, а сами птицы ведут себя смело. Так, весной скворцы часто выгоняют более мелких птиц (воробьев, например) из уже занятых гнездовий, стая этих пернатых способна атаковать и более крупного хищника (сову, ворону). По веткам и стеблям они передвигаются скачками, ловко цепляясь лапками за стебли, по земле ходят неспешно.

Питаются скворцы преимущественно животной пищей: прямокрылыми насекомыми (кузнечиками, саранчой) и их личинками, дождевыми червями, слизнями. Во время массового нашествия саранчи они питаются исключительно ею. Вместе с тем скворцы охотно клюют ягоды и фрукты, по этой причине они так любят селиться в садах. При плотном заселении скворцы способны испортить весь урожай (вам наверняка доводилось видеть черешню, вишню с поклевами). Иногда скворцы могут разбойничать и поедать яйца мелких птиц, ящериц, мышат.

Слайд 14

Ястреб. Это стройные птицы с царственной осанкой, короткими широкими и закругленными крыльями. Хвост у ястребов длинный, лапы сильные с длинными пальцами и мощными когтями – главное оружие для умерщвления жертв. Все ястребы отличаются белыми «бровями», образованными полосой белых перьев над глазами.. Глаза у взрослых ястребов обычно красного или красно-коричневого оттенка, а у молодняка – ярко-желтые. Окраска птиц разнообразна – начиная от сине-серого и до черного цвета. Спинная часть у ястребов обычно темнее, брюшная – светлее и с серой поперечной крапинкой. Хвост серый с темными полосами, и крылья тоже более темные. Наряд молодых ястребов не такой, как у взрослых. В нем преобладают коричневые оттенки на голове, крыльях и спине, а белую грудку украшают полоски такого же цвета. Размеры ястребов варьируются, но почти во всех случаях самки крупнее самцов. Ловкость и маневренность ястребов во время полета вошла не в одну пословицу. Да и сам полет этих птиц – красивое, захватывающее зрелище. Они медленно и глубоко взмахивают крыльями и могут долго парить, издалека демонстрируя почти полную неподвижность.

Слайд 15-17. Назови взрослых птиц.

Слайд 18

Павлин

Павлин крепок телом, высок на ногах и, несмотря на короткие крылья, хорошо летает. По окраске оперения самец резко отличается от самки. Шея и грудь у него синие, блестящие, такого же цвета и венец на голове.

У петуха сильно развиты перья надхвостья, которые неверно называют хвостом. На концах этих перьев – прекрасный глазчатый рисунок. Роскошное, распускание веером надхвостье и создало павлину славу самой красивой птицы. Самки у павлина, как почти и у всех куриных, окрашены гораздо скромнее. Оперение в основном бурое, шея зеленоватого оттенка, брюшко белое. Скромность оперения у самки объясняется в основном необходимостью заботиться о продолжении рода. Сидящую на гнезде ярко окрашенную птицу быстро обнаружили бы хищники.

Павлины на воле обитают в Южной Азии. Кормятся на земле семенами и плодами, зелеными частями и корешками растений, различными насекомыми, паукообразными, наземными моллюсками, а порой ящерицами и небольшими змеями. Самцы токуют на лесных полянах, куда периодически собираются и самки. Павлины редко болеют.

Слайд 19

Тукан очень красивая птица. Яркая и гордая. Клюв большой. Именно он привлекает внимание.

Клюв птицы это его украшение. У многих видов клюв размером с телом птицы, и даже чуть больше. На самом деле, клюв-нос тукана лёгкий, благодаря пневматическим полостям. А для чего птице такой клюв? На этот вопрос нет точного ответа до сих пор. В окраске тела 5 цветов. Сама птица чёрного цвета. Углы рта, глаза окрашены в пёстрые тона (оранжевый, голубой, синий, зелёный, жёлтый). Это для него маскировка. Его трудно найти в листве деревьев. Да и сидит она смирно, можно подумать, что это цветок или плод. Хвост недлинный. Ноги сильные и короткие с 4 пальцами. Голос громкий и резкий, а полёты недалёкие – видимо, мешает клюв. Длина птицы - до 60 см, весит 300г. 36 видов. Живут в тропических лесах Америки от Южной Мексики до Северной Аргентины. Любят покушать и большую часть времени проводят в поисках пищи. Больше всего любят сочные плоды и ягоды, яйца других птиц и насекомых. Селятся в дуплах деревьев после других птиц. Самка откладывает от 1 до 4 яичек, а высиживают их оба родителя по очереди 15 дней. Птенцы голые, слепые и беспомощные. Глазки открывают через 3 недели.. Перья растут очень медленно. Родители добывают корм для своих деток и им помогают другие туканы, у которых в сезоне нет своего гнезда и пары. В дупле птенцы пробудут 8 недель..

Птицы очень дружелюбные и, если какая беда, на врага нападают вместе. Раненого собрата никогда не оставят одного. Любят скакать по веткам деревьев, шумно купаться в дождевой воде. Живут около 12 лет.

Слайд 20

Розовый фламинго

Птиц фламинго многим из нас приходилось видеть лишь в зоопарках. А кому-то – только на картинках в учебниках зоологии, в телевизоре или в Интернете. Популярности этой птички в нашей стране способствовала песня в исполнении Алены Свиридовой «Розовый фламинго». Да, это не фантазия поэта – фламинго действительно имеют розовый цвет! Хотя те птицы фламинго, которых можно увидеть в зоопарках, зачастую практически не обладают этим чудесным окрасом перьев. Почему так происходит? Цвет оперения обусловлен у них разными причинами. Эти птицы изначально имеют грязновато-белое оперение и лишь позже, употребляя определенную пищу, приобретают красноватый оттенок перьев. То есть цвет перьев фламинго напрямую зависит от пищи, а именно – от наличия в ней такого вещества, как каротиноид. Это то самое вещество, которое придает моркови и многим морепродуктам сочный розовато-оранжевый оттенок. А чем питаются фламинго? Теми самыми морепродуктами и водорослями, тоже содержащими в себе вещество каротиноид. Поэтому эти птицы селятся возле соленых озер, морей, морских заливов.

Вообще, существует две версии относительно того, из какой именно пищи фламинго получают это вещество: в одних источниках сообщается, что фламинго «краснеют», потому что употребляют сине-зеленую водоросль спирулину; в других говорится о том, что розовый цвет они приобретают благодаря употреблению в пищу мелких рачков артемии. Кстати, водоросль, которую едят фламинго, только называется сине-зеленой, но в действительности она может сочетать в себе оттенки красного, синего, желтого.

Фламинго, живущие в неволе, не могут получать достаточного количества этой пищи, поэтому теряют свой прекрасный розовый оттенок. Однако в зоопарках его стараются поддерживать, кормя птичек морковью (тоже содержащей каротиноид) или вводя в их рацион каротин в форме препарата – вот почему фламинго розовый даже в неволе.

ПОЧЕМУ ФЛАМИНГО РОЗОВЫЙ? ЛЕГЕНДА

Существует старая легенда, в которой дается не научное объяснение тому, почему фламинго розовый . Давным-давно случилась в Африке (в Африке, кстати, фламинго наиболее распространены) страшная засуха. Люди стали болеть, им нечего было есть. Смерть грозила каждому, переходя из дома в дом. Возле одного из селений сохранилось озеро, но оно было соленым и не могло спасти людей. Фламинго, имеющие тогда белый цвет, вернулись из перелета к этому озеру и обнаружили, что люди умирают.

Птицы стали своими же клювами отщипывать от себя кусочки мяса и кормить маленьких детей. Кровь сочилась из тела птиц, пачкала перья. Постепенно вся стая фламинго стала розово-красной от собственной крови. Засуха закончилась, множество детей было спасено. Фламинго улетели, но когда вернулись через год, их перья были по-прежнему розовыми. Этот красивый цвет стал наградой добрым птицам и постоянным напоминанием людям о самоотверженности сильных, терпеливых фламинго. И это действительно так: фламинго не только красивы, но и совсем неприхотливы – они способны вытерпеть тяжелые природные условия.

Слайд 21

Страус

Страус - самая крупная птица на Земле, поэтому хорошо известен большинству людей. Огромный размер - вот, что первым бросается в глаза при взгляде на страуса, ведь в высоту эта птица не уступает крупной лошади. Высота страуса от кончиков лап до макушки 1,8-2,7 м, вес в среднем 50-75 кг, но самые тяжелые самцы могут весить до 131 кг! Конечно, большая часть высоты птицы припадает на длинные ноги и шею, а вот голова у страуса, наоборот, очень маленькая по сравнению с размером тела. Еще мельче мозг, который у страусов не превышает величины грецкого ореха. Такой маленький размер мозга обуславливает низкий уровень интеллекта этих птиц и указывает на их примитивность.

Перья у страусов растут равномерно по всему телу, У страусов отсутствует киль грудины, так как грудные мышцы у них сравнительно слабо развиты, поэтому страусы совершенно неспособны к полету. Зато ноги страуса отменно приспособлены к бегу. Во-первых, длинные лапы имеют мощную мускулатуру, во-вторых, у страуса на лапах только два пальца - один огромный, похожий на целую ступню и вооруженный когтем, а второй меньше и без когтя. Второй палец не является опорным, а помогает лишь удерживать равновесие и улучшает сцепление с почвой во время бега.

Это единственные птицы в мире, у которых есть мочевой пузырь. У страусов нет зоба, но их шея очень растяжима и они могут заглатывать довольно крупную добычу целиком. Зрение у этих птиц развито отлично. Наиболее оперены у страусов туловище, хвост и крылья, шея, голова и верхняя часть ног покрыты коротким пухом и могут выглядеть почти голыми. Нижняя часть ног покрыта крупной чешуей. У африканских страусов самцы крупнее и имеют черную окраску, концы перьев на крыльях и хвосте белые, самки серо-бурые и более мелкие.

Обитают страусы в Африке, не встречается эта птица только в Северной Африке и Сахаре. Страусы - обитатели открытых равнин, они населяют травянистые саванны, сухие редколесья и полупустыни. Густых зарослей, болотистых равнин и пустынь с зыбучими песками они избегают, так как не могут там развить высокую скорость бега. Страусы оседлы, чаще встречаются небольшими группами, в исключительных случаях могут образовывать стаи до 50 особей, причем нередко пасутся вместе с зебрами и различными видами антилоп. Стая не имеет постоянного состава. Птицы высшего ранга держат хвост и шею вертикально, более слабые особи - наклонно.

Активны страусы преимущественно в сумерках, в сильный полуденный зной и ночью они отдыхают. Страус - птица глуповатая, но очень осторожная. Во время кормежки страусы часто подымают голову и окидывают зорким глазом окрестности. Увидеть движущийся объект на глади равнины они могут за километр. При подозрении на опасность страус старается удалиться заранее, не допуская сближения с хищником. Поэтому за поведением страусов часто следят другие травоядные животные, которые не столь зорки и полагаются больше на обоняние. При необходимости страус может бежать со скоростью 70 км/час, то есть свободно обгоняет коня, в исключительных случаях страус может разогнаться до 80-90 км/час (на коротком отрезке дистанции). Во время бега страус может делать резкие повороты, не сбавляя скорости, а также внезапно ложиться на землю

Во время насиживания кладки и заботы о потомстве они превращаются в очень смелых и агрессивных птиц. В этот период времени не может быть и речи о том, чтобы скрыться от опасности. На любой движущийся предмет страус реагирует мгновенно и направляется ему наперерез. Сначала птица раскрывает крылья и старается напугать противника, если это не помогло, то страус бросается на врага и топчет его ногами. Ударом лапы самец страуса может проломить череп льву, добавьте к этому огромную скорость, которую птица развивает также непринужденно, как и спасаясь от врага. Ни одно африканское животное не осмеливается вступить в открытый бой со страусом, но некоторые пользуются недальновидностью птицы. При групповой атаке гиены и шакалы отвлекают на себя внимание страуса и, пока он отпугивает одних агрессоров, их сообщникам часто удается зайти с тыла и утащить из гнезда яйцо.

Страусы питаются преимущественно растительной пищей, но их скорее можно назвать всеядными. Наряду с травой, листьями и плодами, они могут поедать насекомых, мелких ящериц, черепах и даже птиц и зверей. Интересно, что эти птицы предпочитают подбирать корм с земли, и редко ощипывают ветви. Страусы глотают добычу целиком, в том числе и твердые плоды. Также эти птицы часто глотают камешки, которые помогают перетирать пищу, у взрослой птицы в желудке может скапливаться до 1 кг гальки. Страусы могут подолгу обходиться без воды, но при случае охотно пьют и купаются

Слайд 22

Лебеди

Лебеди заслужили известность своей красотой и особым статным величием. Это небольшая группа птиц включает 7 видов. Лебеди принадлежат к семейству утиных, их ближайшими родственниками являются гуси и казарки.

Лебеди - самые крупные из водоплавающих птиц. Длина тела варьирует от 1,2 до 1,8 м, размах крыльев 2-2,4 м, вес от 5-6 до 8-12 кг. Телосложение у этих птиц плотное, крылья широкие. Для лебедей характерна очень длинная шея, несущая некрупную голову. Каждому виду присущ особый постав шеи: некоторые держат ее прямо вертикально, другие изгибают в виде буквы S. Клюв у них широкий и уплощенный. Лапы у лебедей короткие, с плавательными перепонками, из-за этого походка лебедя выглядит неуклюжей. Оперение лебедей густое и пышное за счет хорошо развитого пухового слоя, сами перья очень мягкие. Окраска всех лебедей однотонная белая за исключением черного лебедя. У этого вида птиц на общем черном фоне выделяются белые маховые перья крыла, также у черношейного лебедя на белом фоне выделяется темная шея. Лапы у лебедей черные, клюв черный, желтый или красный, у многих видов у основания клюва есть шишковатое утолщение. Распространены лебеди в Евразии, Северной и Южной Америке и Австралии. Обитают эти птицы по берегам водоемов, причем могут селиться как на относительно небольших речках и озерцах, так и на берегах крупных водоемов - в морских лагунах и лиманах. Лебеди живут семейными парами. Каждая пара занимает определенный участок и защищает его от вторжения соседей и других птиц, но там, где лебеди гнездятся массово, границы их участков стираются, в этом случае птицы могут располагать свои гнезда недалеко друг от друга и к соседям относятся терпимее. Нрав у лебедей спокойный и несуетливый. Обычно эти птицы неспешно плавают, не подавая голоса. Кричат лебеди редко, но голос у них очень звонкий. Лебеди - птицы не робкого десятка, в случае опасности они стараются отпугнуть врага, вытягивая шею, хлопая крыльями и кусая клювом. Не стоит недооценивать такие «мирные» способы борьбы - лебедь крупная и сильная птица и ударом крыла способен сломать руку подростку.

Полет лебедей легкий и свободный, во время перелетов лебеди создают клин, во главе которого летит самая сильная птица. Когда вожак устанет, его сменяет другая птица. Из-за большой массы тела взлет дается лебедям тяжело, они долго машут крыльями и перебирают лапами, набирая высоту. По этой же причине лебеди никогда не садятся на землю, а только на воду, во время посадки они неуклюже тормозят лапами о воду. Питаются лебеди семенами, почками и корневищами водных растений, мелкими водными беспозвоночными и травой. Корм они добывают в воде, опрокидываясь и погружая шею глубоко в воду, или пасутся на берегу. Нырять они не умеют. Лебеди образуют постоянные пары и хранят верность своему спутнику всю жизнь. Существует поверье, что овдовевшая птица кончает жизнь самоубийством, падая с высоты на землю. Гнезда лебедей огромного размера, из стеблей тростника и травы они сооружают кучу диаметром 2-3 м и высотой 0,6-0,8 м.

В кладке 3-7 яиц, насиживает самка, а самец находится на страже гнезда 33-40 дней.

Интересно, что у всех видов лебедей (и белой, и черной окраски) птенцы вылупляются покрытые серым пухом.

Птенцы хорошо развиты и с первых дней жизни сопровождают родителей и ищут корм наравне со взрослыми.

Лебеди хорошо приручаются и прекрасно уживаются в неволе. Лебеди-шипуны и черные лебеди одни из самых распространенных декоративных птиц, их часто можно увидеть на прудах городских парков.

Интернет-ресурсы: //ru.wikipedia.org/wiki/

Образовательная деятельность в подготовительной группе «Беседа о зимующих птицах».

Игнатьевская Ольга Ивановна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №3 "Незабудка" Московская область, г. Протвино

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о зимующих птицах.
ЗАДАЧИ:
-уметь определять птиц по внешнему виду;
-уточнить понятие «зимующие птицы»;
-уметь рассказывать о поведении птиц;
-через художественное произведение воспитывать интерес к природе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ежедневные наблюдения на проулке за птицами; рассматривание их внешнего вида; наблюдение за поведением; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение произведений Г.Снегирёва «Птицы наших лесов», А.Алексеева «Снегирь»; заучивание стихотворений о птицах.
Материал: видео с изображением птиц.Воспитатель . Какое сейчас время года? (Осень). Почему осенью птицы улетают на юг? (Птицам нечего есть-насекомые прячутся в землю, в листья.)
Воспитатель. А все ли птицы улетают? Каких вы знаете зимующих птиц? (галки, вороны, дятлы, воробьи, снегири, синицы, клёсты, сороки).
Воспитатель. Почему они не улетают? (Могут питаться семенами шишек, доставать из под коры насекомых, питаются остатками пищи).
(Воспитатель показывает видео с изображением воробья и синицы.)
Воспитатель. Каких птиц вы видете? Чем они похожи и чем отличаются? (Разная окраска, одинаковый размер).
Воспитатель. А что вы знаете о воробьях? (Воробьи маленькие серо-коричневые птицы, живут стайками, питаются насекомыми, остатками пищи. К зиме переселяются ближе к жилью человека. Во врем я сильного мороза распускают крылья и сидят нахохлившись.)
Воспитатель. Дети, давайте вспомним стихотворения про воробья.
1-ый ребёнок.
Птичьи гнёзда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех храбрей,
Наш дворовый воробей.
Холодов не испугался,
С нами на зиму остался.
Снег всю землю покрывает,
Воробьи не унывают:
Стайкой весело снуют.
2-ой ребёнок.
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку,
И друзья все тут как тут,
Крошки весело клюют.
И пошёл весёлый стук-
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Воспитатель. Послушайте, дети, что я хочу вам рассказать о синицах. Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Но как налетят синицы, лес оживает. Синицы с писком перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево, рассматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка. Не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазаревки. И московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове. В лютую стужу синицы прилетают к избам, они ждут, когда для них в кормушку положат кусочек хлеба, зерна. А иначе синицы замёрзнут в лесу.
(Воспитатель показывает видео с изображением ворон и снегирей).
Воспитатель. Назовите этих птиц. Как вы их различаете? (Ворона большая с серыми боками, снегирь маленький с красной грудкой).
Воспитатель. Что вы можете рассказать об этих птицах. (Вороны зимой держатся ближе к жилью человека. Кочуют, перелетая в места, где зима мягкая, не перелетают только старые вороны. В сильные морозы садятся ближе друг к другу и прячут голову под крыло. Есть такая примета: если вороны зимой летают стаями и сильно каркают, значит пойдёт снег. Снегирь с ярким красным оперением на груди и серо-голубоватым на спине На голове красная шапочка и чёрный толстый клюв. Питается семенами ольхи, клёна, ясени, сирени. Очень любит ягоды рябины. Снегири-птицы неповоротливые, медлительные.)
Воспитатель. Ребята, а какая птица зимой выводит птенцов? Я сейчас вам про неё загадаю загадку. Чьи малыши,в лесной глуши, в холод лютый-раздеты, разуты. (Клёст).
(Воспитатель показывает видео с изображением клеста)
Воспитатель. Кто хочет рассказать об этой удивительной птице? (Клесты живут стайками. Самцы имеют красно-оранжевую окраску, самки –зеленовато-жёлтую. Концы клюва у клеста перекрещиваются, что помогает им доставать семена из еловых или сосновых шишек. Живут клёсты там, где много елей, сосен. Гнездо у них глубокое, тёплое. Одни из всех птиц выводят птенцов зимой).
(Воспитатель показывает видео с изображением сороки, дятла) .
Воспитатель. Назовите этих птиц. Что вы можете рассказать о них. (Сорока-крупная птица с красивым чёрно-бурым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте чёрная, с зеленоватым отливом, а на боках белая: отсюда прозвище её «сорока-белобока». Хвост у сороки длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут к низу. Сорока- птица ловкая, очень подвижная, но вместе с тем осторожная. Ещё издали услышит посторонние звуки и уже начинает стрекотать. За то, что она любит блестящие вещи, её называют сорокой-воровкой. У дятла красивое пёстрое оперение: верх тела у него чёрный, на голове и шеи белые пятна, низ тела белый. У дятла хорошо приспособленные ноги и хвост, который служит опорой при лазании, острый и крепкий клюв. Дятел очень полезная птица потому, что он лечит деревья.)
Воспитатель. Может кто-то из вас расскажет стихотворение про какую-нибудь из этих птиц.
Ребёнок.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой!
Воспитатель . С приходом поздней осени и наступлением зимы кажется, что в лесу всё замирает. Оказывается, что это всё не так. Мы сегодня узнали, как все птицы приспосабливаются к холодам. А мы все вместе поможем им перенести лютую зиму, будем их каждый день подкармливать.

Б
еседа по теме: «Кто живет в лесу. Птицы»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: знакомство детей старшего возраста с птицами проживающими в лесу.

Задачи: научить детей различать лесных птиц по оперению, повадкам, месту обитания; развивать: зрительную память, познавательную мотивацию, наглядно образное мышление, словарный запас; прививать любовь к природе.

Оборудование: компьютер, картинки с изображением лесных птиц

Методические приемы: рассказ воспитателя о птицах, просмотр электронной презентации, физминутка «Птичка», загадки.

Ход беседы:

Ребята, какое сейчас за окном время года? (Зима)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в лес, чтобы познакомиться с лесными обитателями – птицами.

Слайд №1 «Опушка леса»

Вот мы и пришли на лесную опушку. Кто из вас знает, что означает словосочетание «опушка леса» (Опушка – это место где начинается лес)

А как надо вести себя в лесу? (Тихо. Веток не ломать, не кричать, не пугать обитателей леса)

Слайд №2 «Лес» (звучит фонограмма с пением птиц).

Верно. В лесу живет много разных птиц. Каких птиц вы знаете? (ответы детей)

Слайд №3 «Сова»

Эту птицу вы знаете? (Это сова)

Сова – птица полезная? Чем она полезна для человека?

(Она ловит мышей на полях, которые едят зерно, урожай на полях)

Слайд №4 «Совята»

Это её птенцы. Как их называют? (совята)

Кто сможет рассказать о совятах? Какие они?

Они смешные, у них место перьев пух. Клюв и когти у них уже острые. Они нужны им для того, чтобы питаться. Мама сова приносит в клюве пищу (мышей, лягушек) разрывает на мелкие кусочки и кормит птенцов. Глаза большие и круглые.

Слайд №5 «Лес»

Ребята слышите…Ку-ку, ку-ку! Кто ещё живёт в этом лесу?

(Кукушка)

Слайд №6 «Кукушка»

Хвост и крылья у кукушки серые серые. На грудке полоски.

Ребята, а вы знаете, что кукушка сама не выводит свои яйца и не кормит птенцов? Она откладывает свои яйца в чужие гнёзда. Яйцо так похоже на другие яйца в гнезде, что другая птица их высиживает.

Кукушка тоже полезная птица, она питается мохнатыми гусеницами, которые не по вкусу другим птицам. Этим кукушка спасает много деревьев.

Физминутка

Птица крыльями взмахнула, птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад, сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево, удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной, полечу-ка я домой».

Полетела, полетела, в гнездышко свое присела.

А это, что за птица? (ответ детей) Эту птицу можно увидеть не только в лесу, но и рядом с человеком.

Люди строят домики для скворцов. Как они называются? (Скворечники)

Зачем они нужны скворцам? (выводят птенцов)

Слайд №7 «Скворечник»

Ребята, слышите барабанную дробь, как будто, кто-то стучит в барабан? Кто это может быть? (Дятел)

Слайд №8 «Дятел»

Посмотрите, что выдолбил дятел своим клювом. Зачем он это делает? (Так он достает насекомых и их личинок)

Слайд №9 «Соловей»

А вот на ветке сидит маленькая серенькая птичка. Оперение у неё не яркое, но это самый лучший певец наших лесов. Это соловей.

Слайд №10 «Тетерев»

Кто знает, что это за птица? (тетерев)

В лесах и перелесках нашей огромной страны живет эта красивая черная птица с красными бровками и необычным хвостом в форме лиры. Имя ей – тетерев. Тетерева относятся к семейству фазановых. Ведут они кочевой образ жизни, но зимой тетеревиные стаи обитают обычно в березовых рощах, где питаются вкусными березовыми почками.

Тетерев отлично умеет нырять. Но только не в воду, а в снег. В снегу эти птицы ночуют, а в сильные морозы могут и целыми днями сидеть в сугробе, выбираясь только один раз в день за пропитанием. Слух у тетерева отличный. Если, сидя в снегу, он услышит, как скрипит снег под лапами лисицы или под лыжами охотника, тетерев моментально выбирается из сугроба и улетает от опасности.

Слайд 11 «Клест»

Клёст – птица, размером чуть больше воробья. Клюв у клеста загнут, концы его крестообразно перекрещиваются, заходят друг на друга, он как будто сильно сжат. Благодаря этому клюву клёст очень ловко отгибает чешуйки на шишках и достаёт вкусные семена. А еще особенность этой птицы в том, что клесты выводят птенцов зимой, в морозы.

Нужно не забывать, что сейчас зима и птицам нужно помогать. Как? (развешивать кормушки и подкармливать птиц)

Давайте и мы с вами покормим птиц. (дети выполняют задание накорми птиц)

Итог. Наше путешествие закончилось. С какими птицами мы сегодня познакомились? Что нового узнали? Понравилось вам путешествие?

Список литературы:

1.Журнал «Дошкольное воспитание» №12 2010г

2. Программа М. А.Васильевой, В.В. Гербовой, раздел «Ребёнок и окружающий мир»

3. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ:

«Беседа о перелетных птицах»

(старшая группа)

Яловая Вера Ивановна

воспитатель МДОУ детский сад

комбинированного вида №1

станица Ленинградская

Конспект

занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе :

Тема: Беседа о перелетных птицах

Программные задачи: Формировать представление о зимующих и

Перелетных птицах

Закрепить умение находить и узнавать перелетных

Птиц

Систематизировать представления и знания о

Перелетных птицах

Учить правильно взаимодействовать с окружающим

миром: вести себя так, чтобы не нанести вред

природе

Учить делать выводы о том, как человек может беречь природу

Воспитатель. Дети, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Воспитатель. Правильно. По поверьям, весну приносят на своих крылышках птицы. Издавна на Руси отмечали прилёт птиц, как праздник. Как и любой праздник, он не обходился без угощения. Вот и я сегодня затеяла печь печенье необычное: фигурки из теста должны быть похожи на птичек: жаворонков, куликов, грачиков. В старину такое печенье раздавали детям, и те на восходе солнца влезали на крыши изб, амбаров, бань - закликать весну. Подбрасывали вверх сдобных птичек и пели:

Выходи, народ,

Становись у ворот -

Весну закликать,

Перелётных птиц встречать!

Воспитатель . Хотите вместе со мной слепить из теста таких птичек?

Дети лепят фигурки птиц, раскладывают их на противне. Затем уносят

их на кухню.

Воспитатель. Ну, вот и работа сладилась. А теперь можно поиграть и позабавиться: делу время - потехе час.

Проводится русская народная игра «Веснянка».

Проводится хоровод «Веснянка» :

Стало ясно солнышко припекать (4 раза) дети, взявшись за руки, водят

Землю словно золотом заливать (2 раза) хоровод

Громче стали голуби ворковать (2 раза) дети меняют направление

Журавли вернулись к нам опять (2 раза) хоровода

А в лесу подснежники – расцвели (2 раза) дети идут в круг, взявшись

За руки, поднимая их вверх,

Много света вешнего у земли (2 раза) поклонившись, возвращаются в

Хоровод

Ой, ты ясно солнышко посвети (2 раза) дети «тянут» руки к солнышку

Хлеба земля-матушка уроди (2 раза) дети делают поклон земле с

Плавным взмахом руки

Звучит фонограмма пения птиц .

Воспитатель приглашает детей на весеннюю полянку в лес.

Воспитатель. Ребята, каких перелётных птиц вы знаете? Назовите насекомоядных птиц. Почему они так называются? Назовите водоплавающих перелётных птиц. Почему они так называются? Ребята, а какие птицы первыми прилетают из тёплых краёв?

Дети. Грачи.

Воспитатель. Правильно. Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов, и, пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Из чего грачи строят свои дома?

Дети. Из палочек и веток высоко на деревьях.

Воспитатель. Грач приносит особую весть о весне. В грачином крике смысл великий: наши предки выходили на пригорок и пристально смотрели на птичьи стаи. Если грачи быстро пролетали над полем, будто сила их недобрая гнала прочь, то печалились старые люди: не к добру это, затяжные дожди придут на поля. А если грачи шумно и неторопливо летят к своим гнёздам - то весна будет дружная. Ребята, а какие пословицы о грачах вы знаете?

Дети. Грач зиму прогоняет.Если грач на горе, то весна во дворе.

Воспитатель . Ребята, а какие птицы прилетают в апреле?

Дети. Гуси, утки, журавли, жаворонки, скворцы, трясогузки.

Воспитатель. Какую птицу и почему называют ледоломкой?

Дети. Трясогузку. Она прилетает в начале ледохода. Бегает по берегу реки, хвостиком качает, трясёт, по льду им стучит, будто сломать его хочет.

Воспитатель. Ребята, а что вы знаете о жизни жаворонков?

Дети. Поют высоко в небе, а домик - гнездо строят на земле из прошлогодней травы и перьинок.

Эта птица славит победу тепла над стужей.

На Руси величали пташек и закликали весну на пригорках:

Жаворонки, прилетите к нам,

Красно летечко принесите нам.

Игра «Жаворонок»

В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел, Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдёт, Будет весел целый год!

Жаворонок звенит колокольчиком, бегает по кругу. Бегает за кругом, Звенит колокольчиком. Дети закрывают глаза, жаворонок прячет колокольчик за чью-либо спину. Тот, кто нашёл колокольчик, становится жаворонком. Впоследствии колокольчик прячется в любом месте комнаты.

Воспитатель. Ребята, послушайте загадку:

На шесте - дворец

Во дворце - певец,

А зовут его...

Дети. Скворец!

Воспитатель . Правильно. А что вы знаете о жизни скворцов?

Дети. Весной скворцы выдёргивают из пластов земли дождевых червей и жуков, поэтому клюв у них тонкий и острый. Когда они выкармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 300 раз. Скворец ещё и пересмешник. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песни, но и отчаянный мальчишеский свист, кваканье лягушек и даже скрип тележного колеса.

Звучит запись песни скворца .

Выходят Серёжа и Кузьма

Кузьма . Мы - два друга-столяра, Он - Серёжа, я - Кузьма

Серёжа. За работу нам пора,

Строить скворушкам дома Вместе.

С юга скворушки летят,

В новом доме жить хотят.

Строим скворушкам дома

Не дома, а терема.

Это дело наших рук - Тук-тук, тук-тук. Тук-тук - тук!

Отдают воспитателю скворечники.

Серёжа. Правда, славные дома?

Ну, пойдём домой, Кузьма!

Воспитатель. Спасибо вам, ребята, за скворечники, мы их повесим на берёзке и будем ждать прилёта наших пернатых друзей. Взошло и заиграло над лесом весёлое солнышко, набухли на деревьях почки и послышался в лесу чей-то голосок.

Воспитатель. Чей же это голосок?

Дети. Кукушки.

Солнцем залита опушка,

Загорелся только день,

И проказница - кукушка куковать уселась в тень.

Где она?

Никто не знает,

На каком сидит суку,

В прятки с солнышком играет

И кричит ему: «Ку-ку».

Воспитатель. Ребята, что вы знаете о кукушке?

Дети. Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в чужое гнездо. Приёмные родители высиживают кукушонка, а он, в их отсутствие, выталкивает из гнезда птенцов, и птицам ничего не остаётся, как выкармливать его одного.

Воспитатель. Ребята, а какие птицы к нам прилетают в середине мая?

Дети. Соловей, иволга, ласточка, ржанка, горихвостка, зарянка.

Воспитатель. А что вы можете рассказать о ласточке?

Дети. Её легко узнать по чёрному оперенью и белой грудке, у неё вилочкой хвост. Есть ласточка - береговушка, не вьёт гнёзда, а роет норку.У неё быстрый, непрерывный полёт. Она не просто летает, а ловит в воздухе мух, комаров и мошек. По её полёту можно определить погоду. Гнездо лепит из грязи, глины, склеивает слюной. Делает узкое горлышко, чтобы кошка не залезла. Вот и наполнился весёлыми голосами наш весенний лес. И чтобы так было всегда, мы должны заботится о птицах: не разорять птичьи гнёзда, подкармливать их в трудное, голодное время, готовить им скворечники.

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране,

Встречать с любовью стаи птичьи

Всем сердцем радуясь весне.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы многое знаете из жизни перелётных птиц. А умеете ли вы отгадывать загадки?

Загадываю загадки, дети отгадывают и выставляют птицу-отгадку на

наборное полотно .

Я, конечно, не скворец,

Но отличный я певец,

Я пою среди ветвей,

Называюсь ...(соловей)

Маленькая птичка с малиновой грудкой,

Резвится в вышине и поёт нам на заре. (Зарянка).

Я живу всегда во ржи,

Ты ко мне не подходи,

Своё гнездо я сторожу,

Там птенцов я вывожу. (Ржанка)

Ярко рыжий хвост горит,

За себя он говорит.

Я характером не жестка,

А зовусь я ...(горихвостка)

Воспитатель. Ребята, вы молодцы. Знаете много о повадках птиц, о пользе, которую они приносят. Так давайте же всегда относится к птицам бережно, с любовью, ведь птицы - наши друзья, об этом помнить должны мы всегда! А пока мы играли да пели, наши «жаворонки» поспели.

На блюде вносят печенья, угощают детей. Дети одеваются и идут вывешивать скворечники .

Литература:

    «Детям о природе» Лучич М.В., Москва «Просвещение», 1989 г.

    Журнал «Юный натуралист» № 5, 1992 г.

    «Программа воспитания и обучения в детском саду». Под ред. Васильевой М.А.

    В. Бианки «Детям о природе»