Конспект

открытого урока

на тему: ««Собачье сердце» -

сатирическая повесть М.А. Булгакова».

Тема урока : «Собачье сердце» - сатирическая повесть М.А.Булгакова. (Авторская позиция и способы её выражения. Особенности стилистики Булгакова.)

Цели урока : - проанализировать содержание, стиль повести; выявить основные идеи повести; показать актуальность произведения М.А.Булгакова; - привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки; вести разговор о страшной сущности шариковщины и опасности её; - развивать умения и навыки работы с текстом.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством великого писателя – М.А. Булгакова, который создал особый, неповторимый художественный мир.

    Назовите известные вам произведения Булгакова.

    Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях

(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

3) Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы?

(Такие произведения называются философскими)

4) В чем особенность, необходимость творческой манеры писателя Булгакова?

(В его произведениях – сочетание реального и фантастического, чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)

В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны. До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г., и она завершает цикл сатирических произведений автора.

5) Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.

(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.)

II. Сообщение целей урока, эпиграфа урока.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести «Собачье сердце», анализировать его, будем постепенно входить в своеобразный, необычный мир Булгакова, обратим внимание на особенности его стиля.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем слова Л.Н. Толстого:

«Все великие положения в жизни одного человека, а также и всего человечества начинаются и совершаются в мысли. Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.»

На протяжении всего урока вы должны будете подумать, почему мы взяли этот эпиграф, как он связан с содержанием повести. Основная проблема нашего урока – выяснение вопроса: против чего направлена сатира Булгакова и в чём своеобразие сатирического стиля писателя, каковы способы выражения авторской позиции.

III. Аналитическая беседа.

В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе. Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика. Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь. Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая дворняга.

Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального и фантастичного

    В чём фантастичность этого образа?

(Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)

    Ему присущи чисто человеческие черты. Какие?

(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль» (глава I).

Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы … вылезли из глаз».

Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь (глава 4).

И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».)

Именно глазами этого умного пса видим мы, читатели, уродливые картины пролетарской жизни страны.

    Каким же предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами шарика?

(«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!»

«До чего бессмысленны, тупы и жестоки повара».

«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо ! Ведь они же, мерзавцы , из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»

«Блюда в столовой пятиалтынного не стоят, потому что 25 копеек из них заведующий хозяйством уворовал ».

А сколько раз Шарик получал а бок сапогом, «кирпичом по рёбрам получал », «щёткой сколька раз морду уродовали».)

Всех этих грязных, жестоких, бездушных пролетариев Шарик хочет «тяпнуть за мозолистую пролетарскую ногу. За все издевательства вашего брата».

Своеобразный приём использует Булгаков, показывая то, что он не приемлет, высмеивает. Использует все приёмы сатирического изображения: гротеск, гиперболу.

Использует он и приём противопоставления.

Основной темой повести является изображение трагической стороны тупого, серого, убогого общества и яркой человеческой личности.

    Кто противопоставляется жестоким, тупым, серым пролетариям, «товарищам»?

(«Из дверей магазина вышел гражданин , а не товарищ, и даже вернее всего – господин . Вы думаете, я сужу по пальто? – рассуждает Шарик. – Вздор».)

Обратите внимание на фамилию персонажа. Преображенский (от слов «преображать», «улучшать») – человек, который должен, по мысли автора, преображать, улучшать мир, и он, действительно, занимается проблемами омоложения людей.

    Как определил Шарик, что перед ним не товарищ, а гражданин, господин?

(«А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра».)

    В чем же его непохожесть на остальных людей, встречавшихся на пути Шарика.

(Он проявил исключительную заботу и доброту по отношению к бродячей собаке: «Он наклонился к Шарику, пытливо глянул ему в глаза и … провёл рукой … ласково по Шарикову животу».

Внешность профессора говорила о его достоинстве , значимости : «Хозяин вваливался в чёрно-бурой лисе, сверкая миллионами снежных блёсток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу».

Люди, которые окружали Преображенского, тоже красивы: «Дверь совершенно бесшумно раскрылась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом».

«Вошёл тот, тяпнутый, оказавшийся теперь в ярком свете, очень красивым, молодым».

Поражает Шарика удивительно роскошная квартира (глава 2), кабинет, ужин профессора (глава 3).

Вывод: Преображенский – это профессор медицины. Он врач, делающий уникальные операции по омоложению людей. Его жизнь посвящена науке, он честно служит своему делу, и люди благодарны ему за это. Можно сказать, что перед нами яркая, неординарная, талантливая личность.

Что же оказывается? Эта талантливая личность не может работать в полную силу. Ей мешают. Мешают люди, которые ничего из себя не представляют: серые, безмозглые, тупые. Занимая невысокую должность, они возомнили себя чем-то важным, значительным, потому что они «защитники революционного интереса».

В эпизоде встречи Преображенского со Швондером и его товарищами сатира Булгакова на социалистическое общество достигает своего апогея.

7) Прокомментируйте этот эпизод. Оцените поведение Швондера.

(Швондер со свитой – это манекены, у которых за душой нет ничего: они жалкие, хотя у них амбиции; значительные, злобные, они считают себя устроителями новой жизни.

Их принцип – отобрать и поделить Они хотят получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский.

Булгаков в этой сцене сатирически рисует всю пролетарскую власть, которая считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.)

Большой смелостью нужно обладать писателю чтобы, а 1925 г. так язвительно высменять то, что считали правильным – уравниловку в подходе к жилищному вопросу. И вовсе не справедливость движет Швондером и его товарищами, а зависть бездарей к человеку, добившемуся благосостояния благодаря своему уму и таланту.

Довольно смелыми являются и слова Преображенского, брошенные в адрес членов домкома: «Да, я не люблю пролетариат».

Скептически относится Преображенский и к советской власти (глава 3, стр. 113 советские газеты).

Именно советская власть довела страну до разрухи (нравственной и духовной). Процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла красота и внешняя, и душевная (глава 3 стр.134).

Вывод: в повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Они просматриваются «через увеличительное стекло». Одна яркая деталь в портрете, в образе, поведении героя даёт возможность составить представление о нём.

В этом заключается неповторимое мастерство Булгакова.

Упрятанный от читателя Булгаков, войдя в свет с огромной задержкой, ничуть не опоздал, и через 60 лет после своей смерти актуален.

Домашнее задание: глава 4-9 (перечитать эпизод операции и превращения собаки в человекообразное существо), ответить на вопрос: «Почему Преображенский снова превратил Шарикова в собаку?»

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Центральной темой повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», написан­ной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь об­щество от страшных последствий вторжения человеческого разума в мир природы. Все попытки усовершенствования мира, все революционные преобразования, особенно если они отдают власть в руки бывших Чугункиных, несут в себе опасность. Представление нового режима большевиков на страницах романа М. А. Булгакова осуществляется в тради­циях русской сатирической школы. Повесть сочетает в себе жанровые традиции фантастического произведения, эле­менты антиутопии.

Сатирические традиции в повести М. А. Булгакова «Со­бачье сердце». В основе сюжета лежит ироническая транс­формация библейской темы преображения, которая на стра­ницах повести М. А. Булгакова превращается в историю о научном эксперименте, проведенном профессором Преоб­раженским (фамилия героя становится говорящей) и докто­ром Борменталем над бездомной собакой Шариком. Ей вживили гипофиз уголовника и бузотера Клима Чугункина в надежде, что данная операция станет шагом к открытию че­ловеческого бессмертия. Однако опыт дал страшные резуль­таты: милый Шарик, получив власть и поддержку домкома Швондера, превращается в наглого и жестокого хама, при­митивность мышления которого не поддается воспитанию и обучению. Лишь «уроки» представителя пролетариата Швондера быстро усваиваются Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.

Гротеск становится ведущим приемом создания сатири­ческого изображения в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Все в образе Шарикова, начиная с его имени, «на­следственной» фамилии, внешнего вида, манер и заканчи­вая его умозаключениями («Да что тут предлагать… А то пи­шут, пишут… конгресс, немцы какие-то… голова пухнет! Взять все да и поделить…»), — представляет сатирическое обличение бездуховного мира «нового» человека, не имею­щего ни воспитания, ни внутренней культуры. Этот персо­наж нового времени и не стремится к развитию, его больше заботят вещи сугубо примитивные, материальные. Аппетиты бывшего Шарика растут по мере того, как он осознает себя частью победившего класса: «Вот. Член жилищного товари­щества, и жилплощадь мне полагается определенно в квар­тире номер пять у ответственного съемщика Преображен­ского в шестнадцать квадратных аршин, — Шариков поду­мал и добавил слово, которое Борменталь машинально отметил в мозгу, как новое: — Благоволите».

Противопоставление представителей интеллигенции ту­пой серой массе придает повести черты сатирического памфлета. Любопытна и сама антитеза Шарик — Шариков. Первый не жалует жестоких людей, замирает при звуках арии из «Аиды», второй же демонстрирует безнравствен­ность и невежество. Детали портрета и поведения Шарика-Шарикова углубляют контраст.

Не менее гротесково представлен в повести и председа­тель домового комитета Швондер. Декларативная, лозунго­вая речь (с постоянными повторами) этого персонажа де­монстрирует скудоумие и крайне малый словарный запас: «Мы — управление дома, — с ненавистью заговорил Швон­дер, — пришли к вам после общего собрания жильцов наше­го дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир до­ма». Несоответствие реальности с провозглашаемыми ло­зунгами вносят диссонанс в столь «светлое будущее». Спевки, которые с завидной регулярностью проводятся в доме, мало похожи на песни счастливых людей. Это начало «разрухи в головах», о которой говорит профессор Филипп Филиппович Преображенский: «Все будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении, и так да­лее. Крышка Калабухову!»

Прием раздвоения героя и фантасмагорического превра­щения Шарикова сближает повесть М. А. Булгакова с тради­циями немецких романтиков, в произведениях которых со­единяются реальность и фантастика. Полученное простран­ство позволяет представить авторскую идею емко и выразительно, а образы обретают символическое значение. Так, например, в «Собачьем сердце» символично звучат многие детали: фамилия профессора — Преображенский, квартира, в которой происходит эксперимент, находится на Пречистенке (ассоциация с образом Пресвятой Богороди­цы), потоп в квартире и др.

Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.
Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты – это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. “Очеловеченный” бродячий пес Шарик, ставший Полиграфом Полигра-фовичем Шариковым, фактически “оживил” в себе того человека, мозг которого послужил донорским материалом при операции. От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего “пролетарского” происхождения со всеми соответствующими социальными правами, и полную бездуховность. Возникает проблема воспитания этого существа. Филипп Филиппович – человек высокой культуры, строгих нравственных правил. Возникает конфликт этого высокообразованного интеллигента с представителем новой жизни – Швонде-ром. Абсурдность убогих понятий представителей новой власти особенно ярко выражается в монологе Преображенского, в котором подытоживаются основные принципы социалистического образа жизни: “В спальне принимать пищу… в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать…” Конфликт Преображенского и Швондера вступает в свою высшую фазу, когда речь заходит о проживании в квартире профессора “нового” человека – Шарикова. Мелкие бытовые штрихи воссоздают ту обстановку, в которой будет осуществляться воспитание человекообразного существа. На природную основу Шарикова наложилось влияние Швондера. Его воспитание оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище. Именно недоразвитое умственное и нравственное чувство простого народа, который “был ничем и стал всем”, является, по глубокому убеждению профессора, источником той разрухи, которая царит вокруг. “Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?” Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской стране.
Сам “новый” социально-бытовой миропорядок изображается в стиле сатирического памфлета. Булгаков использует прием гротеска (поведение Шарикова, образы членов домкома), комической буффонады (сцена ловли кота). При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это – сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п. В результате нереальная история с Шариковым воспринимается читателем вполне реально.

Сочинение по литературе на тему: Сатира в повести М. А. Булгакова (на примере повести “Собачье сердце”)

Другие сочинения:

  1. Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты – это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных Read More ......
  2. Сатира – это излюбленный прием русских писателей. Хрестоматийно сатирическими считаются произведения, созданные Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. Этих писателей волновали проблемы власти, народа, интеллигенции, маленького человека в большом мире. Эти же проблемы затрагивает М. А. Булгаков в своей повести “Собачье сердце”. Булгаков Read More ......
  3. Русская линия литературной сатиры, к которой могут быть причислены в XIX веке Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, в XX веке – А. Аверченко, М. Зощенко, В. Войнович и другие, характеризуется масштабным осмыслением сущности человеческого бытия. Писатели Read More ......
  4. 1. Литература в качестве отражения действительности. 2. Символы эпохи в повести Булгакова “Собачье сердце”. 3. Столкновение новой и старой жизни в произведении. 4. Опасность, исходящая от шариковых. Каждое литературное произведение является отражением реальной действительности. Но “зеркало”, в котором отражается действительность, Read More ......
  5. Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” – одно из сатирических произведений М. Булгакова. Предметом обличения является новое общественное устройство, возникшее после 1917 года. Революцию М. Булгаков воспринимал как грандиозный и очень опасный социальный эксперимент. Моделью общественных преобразований и трагических экспериментов новой Read More ......
  6. Русская линия литературной сатиры, к кото­рой могут быть причислены в XIX веке Н. В. Го­голь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, в XX веке – А. Аверченко, М. Зощенко, В. Войнович и другие, характеризуется масштабным ос­мыслением сущности человеческого бытия. Писа­тели Read More ......
  7. И принимаем вперемежку – С надменностью встречая их – То восхищенье, то насмешку От современников своих. Г. Иванов Михаил Афанасьевич Булгаков – художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на Read More ......
Сатира в повести М. А. Булгакова (на примере повести “Собачье сердце”)

…вам нужно молчать и
слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь
приемлемым членом …общества.
М. Булгаков. Собачье сердце.

В повести М. Булгакова «Собачье сердце», написанной в 1925 году, воссоздается современная писателю действительность – советская реальность1920-ых годов. К этому времени в России окончательно установилась власть Советов и потекла жизнь по новым законам. Свое отношение к этой жизни и людям, ее устанавливающим, пытались выразить многие русские писатели. Не стал исключением и М. Булгаков. В «Собачьем сердце» он показал свой взгляд на окружающую его действительность, выразил свое отношение ко всему происходящему.
Основным художественным средством в повести является сатира. Писатель выбирает для нее три объекта. Во-первых, Булгаков иронизирует и критикует советскую власть. В произведении она представлена главным образом в лице председателя домкома Швондера, а также его подопечных.
Мы помним, что домком был возмущен тем фактом, что в распоряжении одного профессора Преображенского находится семь комнат. И доводы профессора о том, что он не может жить там, где и работать, а работать там, где и отдыхать, никого не волнуют. Домкомовцы просто не понимают их – слишком велика разница в воспитании и культурном уровне подопечных Швондера и Преображенского.
Члены домкома рисуются Булгаковым сатирически. Швондера он описывает как человека, у которого «на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос». Кроме того, в состав этой делегации входит «персиковый юноша», оказавшейся женщиной – заведующей культотделом дома товарищем Вяземской.
Булгаков иронизирует над тем, что у новой власти нет разделение на мужчин и женщин, а есть лишь «товарищи», борющиеся за построение коммунизма. Эти люди не понимают и не воспринимают элементарных правил этикета простых знаков внимания к женщинам и так далее.
Булгаков описывает беседу профессора с домкомовцами. Мы чувствуем превосходство Преображенского над этими людьми, которых реплики профессора ставят в тупик. Но они справляются со своим смущением, стараются держаться так, как и подобает новым «хозяевам жизни». Особенно старается Швондер, которого очень трудно смутить. Он настаивает на том, что профессора обязательно надо «уплотнить». И только телефонный разговор с «высоким лицом» временно усмирил человека с «густейшей копной» на голове: «Четверо молча вышли из кабинета, молча прошли приемную, переднюю и слышно было, как за ними закрылась тяжело и звучно парадная дверь».
Вторым объектом сатиры в повести становится, несомненно, Шариков – продукт эксперимента Преображенского и воспитания Швондера. Это славный пес, превратившийся в страшное человеческое существо, олицетворяет пролетариат – тот «материал», над которым производят опыты и которым манипулируют швондеры и ему подобные.
Даже в описании внешности героя, в выборе художественных средств проявляется ирония автора: «…человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка».
Оксюморон «малая вышина»; сравнения «как бы кустами на выкорчеванном поле», «черными кисточками»; эпитеты «небритый пух», «густая головная щетка», метафоры «головная щетка» передают негативное отношение Булгакова к своему герою.
Этот субъект со временем, под воздействием Швондера, превращается в страшное существо, несущее опасность не только для профессора и его домочадцев, но и для всех, кто с ним сталкивается. Вспомним хотя бы машинистку Васнецову, которую Полиграф Полиграфович (в имени обозначена претензия героя на «красивость» и важность, на социальный статус) соблазнял, придумывая себе героическую биографию. А когда его ложь раскрылась, Шариков пытался шантажировать бедную девушку, запугивая ее тем, что он начальник и может уволить Васнецову с работы.
Так герой ведет себя с теми, кто слабее. С теми же, кто сильнее его, Шариков меняет «политику»: он лебезит, подстраивается, старается угодить или приспособиться. Так до некоторых пор герой вел себя в Филлипом Филлиповичем, но влияние Швондера тлетворно подействовало на этого «истинного представителя» пролетариата. Он становился все наглее, в Шарикове росло «классовое возмущение», и в итоге он даже предпринял попытку выселить профессора из его квартиры.
Тогда-то Преображенский и понял, что его творение выходит из-под его контроля: еще немного и Шарикова будет не остановить. Профессор решается на «обратную» операцию, которая, к счастью, прошла успешно: отвратительный Шариков вновь превращается в милого и лукавого пса Шарика.
Но объектом сатиры в «Собачьем сердце» являются не только представители советской власти и пролетариата. Булгаков горько иронизирует и над интеллигентом Преображенским, возомнившим себя Богом, творцом, который решил изменить законы природы и создать новое существо.
Булгаков иронично называет своего героя «жрец», «божество». Он пишет о том, что Шарик воспринимает Филлипа Филлиповича именно так: «Пес встал на задние лапы и сотворил перед Филиппом Филипповичем какой-то намаз».
Но обратим внимание, как ведет себя профессор во время операции и подготовки к ней: «загремело из операционной», «Филипп Филиппович, опершись ладонями на край стола, блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой и говорил взволнованно». Что это? Просто азарт влюбленного в свое дело человека? Но вот Булгаков продолжает: «Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький, колючий блеск и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану». Здесь профессор уподобляется какому-то садисту, варвару и даже хищнику: «Филипп Филиппович залез в глубину и в несколько поворотов вырвал из тела Шарика его семенные железы с какими-то обрывками». И вот еще: «Жрец отвалился от раны, ткнул в нее комком марли и скомандовал…»
Нельзя брать на себя слишком много, роль Бога не может выполнять человек, каким бы гениальным он не был, утверждает Булгаков. В обратном случае человечество ждет наказание, и сам творец будет наказан в первую очередь. Так произошло и в финале повести Булгакова.
Но если в произведении профессор смог исправить свою ошибку, то в жизни этого не получилось и не могло получиться. То, что задумывали и осуществляли дворяне-интеллигенты как освободительную революцию, попав в руки пролетариата, приобрело совершенно чудовищные и варварские черты.
В своей повести Булгаков сатирически изображает это, надеясь на улучшение, прозрение, изменение. Но его произведение актуально до сих пор. Разве мало сегодня сильных мира сего, мнящих себя богами, имеющими право распоряжаться жизнями миллионов людей? Разве мало сейчас необразованности, невоспитанности, бескультурья, нагло лезущей во власть? Люди не учатся на ошибках своих предков, не хотят делать выводов из уроков истории. Это печально и страшно. И именно поэтому, я думаю, повесть Булгакова «Собачье сердце» будет актуальна всегда.