Сейчас мы остановимся на 11 главе. А всего 12 глав, как 12 месяцев. Интересно, что в притчах Соломона (Мишлей) 31 глава, как 31 день. А здесь 12 глав, и можно было бы изучать 1 главу Коэлет каждый месяц и 1 притчу каждый день. И тогда было бы отлично: каждый день был бы наполнен мудростью царя Соломона.

Итак, 1 отрывок 11 главы начинается с очень известного выражения, которое вошло в историю мышления всего мира. Царь Соломон его так сформулировал:

Пошли хлеб свой по водам, ибо спустя много дней ты найдешь его.

Что имеется в виду? Раши говорит: «Делай добро и милосердие для других людей». Внешне – это как будто ты отдаешь в никуда, ты отдаешь другому человеку. Особенно непросто отдать, если ты этого человека не знаешь.

Ты никогда не знаешь, как оно тебе вернется. Например, как в случае заповеди о гостеприимстве, когда приходит в гости человек, которого ты можешь и не знать. Как Авраам Праотец наш ждал гостей, чтобы исполнить заповедь гостеприимства.

Кстати, суть этой заповеди: Всё в этом мире принадлежит Богу. Все мы гости в этом мире. И человек старается в своём «мини-мире» встретить гостя хорошо. И Бог в заслугу выполнения этой заповеди «хорошо принимает человека в этом мире».

Как Итро принял Моше, не зная его. И он дочке сказал: «Пойди и покорми его, пригласи его домой».

В итоге, неизвестный «египтянин-пастух» Моше стал Моше Рабейну - самым великим Лидером за всю историю мира. Женился на дочке Итро. Итро принял гиюр и его именем названа глава в Торе. А его потомки были в Сангедрине (верховный суд во времена Храма).


Все начинается с того, что ты делаешь добро какому-то человеку, и потом оно тебе возвращается. По-простому, была такая известная история Чарльза Шваба, который был управляющим у самого богатого человека в мире 100 лет назад. Он рассказывал, как он стал управляющим его делами с зарплатой в 1 000 000 долларов в год. 100 лет назад ему зарплату в 1 000 000 долларов платили! Люди тогда зарабатывали 100 долларов в месяц в среднем.

Он работал в магазине продавцом, и туда зашла пожилая женщина. На улице шёл дождь и она зашла переждать. Чарльз Шваб предложил ей стул, она села и он ей что-то доброе сказал. Потом она пришла домой и говорит сыну: какой хороший человек, он ко мне со вниманием отнесся. А у Эндрю Карнеги, её сына, была такая стратегия в жизни, что он все время искал умных и хороших людей. Он говорил, что это его секрет успеха. И даже на своей могиле он приказал написать, что здесь лежит человек, который умел вокруг себя собрать людей, которые были намного умнее, чем он сам.

И он пригласил к себе этого Чарльза Шваба. Сначала он стал у него помощником, рос и стал у него управляющим всеми его делами.

Другая известная история, которая этот отрывок иллюстрирует, что посылая свой хлеб на воду, через какое-то время он к тебе вернется. Неделю назад моя знакомая рассказала мне эту историю.

Одна девушка работала директором ресторана. Туда устроилась официанткой на работу другая девушка из деревни, которой негде было жить. Она пустила ее к себе пожить, давала ей свою одежду. Прошло несколько лет, эта девушка-официантка стала певицей. Сейчас она в Лондоне записывает свой альбом.

Ей сказали: вы можете с собой кого-то взять ассистентом, кого вы хотите? И она вспомнила о той, которая помогла ей несколько лет назад, и она пригласила ее вдруг совершенно неожиданно: поехали со мной в Лондон на пару недель, поживешь, отдохнешь, там красивая гостиница.

Сказал Царь Соломон: посылай свой хлеб на воду. Пройдет время, и ты его найдешь. Делай добрые дела и милосердие для других людей, и оно к тебе обязательно как-то вернется.

Самая известная история,которая мне запомнилась, как доброе слово спасло человеку жизнь. Делегация раввинов в Аргентине проверяли один мясокомбинат, насколько там кошерное мясо, как оно хранится и так далее. Они несколько дней инспектировали этот мясокомбинат, их было человек 15 раввинов, и однажды они выходили из этого мясокомбината, и охранник говорит: одного не хватает. Они говорят: как не хватает? Они сами не заметили.

И действительно, одного пожилого раввина не хватает. Начали его искать, а он упал в одном из холодильников, потерял сознание, у него был инфаркт. Его нашли, вызвали скорую, успели спасти. Но, если бы охранник не заметил, что одного не хватает, то естественно он бы погиб. Начали потом этого охранника благодарить: а как же вы заметили, даже мы не заметили, хотя он с нами был, а мы не заметили, что его с нами нет, а вы заметили?

А он говорит: просто, когда вы заходили и выходили, он единственный со мной здоровался и прощался. А тут вы выходите, а со мной никто не здоровается. Поэтому заметил, что его нет с вами. В общем, добро возвращается, это факт.

Поэтому 11 глава 1 отрывок говорит, что нужно делать добро, причем, когда ты отдаешь – это ты отдал на воду, но оно тебе вернется. Говорят, что нельзя 2 раза войти в одну и ту же реку. То есть, не жди, что оттуда, куда ты дал, вернется. Ты просто в мире создаешь добро, которое потом тебе вернется. Царь Соломон в притчах это уточняет и говорит, что тот, кто сжаливается над бедным, обездоленным, то он как будто бы дает взаймы Б-гу. А Б-г всегда вернет. Ты как бы на Небе создаешь депозит. Любым добрым делом ты создаешь на Небе депозит.

Во 2 отрывке он продолжает:

Дай часть (зерна) семи и даже восьми, ибо ты не знаешь, какая может случиться беда на земле.

Тут нужно разобраться, тут есть какой-то код. Нужно разделить то, что ты даешь, на семь человек и на восемь. Мецудат Давид объясняет: дай каждому и пусть не кажется тебе, что их слишком много.

А почему он взял именно цифру 7? Потому что 7 – это такая ровная цифра, это 7 дней недели. 7 в иудаизме считается ровной цифрой, которая описывает этот материальный мир. Центр - верх- низ - и четыре стороны света. 7 нот.

А 8 – это уже больше этого мира. Это выход в духовное пространство. На 8 день делают обрезание. Знак Союза с Богом.

В Израиле есть такая семья Лернер, они никогда не знают, сколько у них на Субботу придет гостей. У них открытый дом, все приходят. Они делают Шаббаты для русских. А рядом есть дом, которые делают для англоязычных Шаббаты. Так к семье Лернер приходят 40-50 человек, а в англоязычной семье их соседей приходят 100-150 человек. Как все помещаются – непонятно. Достаточно небольшая квартира, никогда не знают, сколько еды будет, но всем хватает и места, и еды. Как раньше было в Иерусалимском Храме – всем хватает.

И он говорит: когда ты начинаешь делать добро, то считай, что у тебя есть компаньон – это Б-г. Он тебе поможет. Если у тебя есть намерение давать людям, делать добро, то знай, что Б-г тебе даст ресурсы и поможет.

И они не переживают, они стараются делать добро и все время у них получается.

Раши объясняет: «Когда говорится - дай долю на семь – это 7 дней Песаха». Очень важно, когда неделя Песаха, 7 дней Песаха, то каждый день устраивают трапезу и на нее приглашают тех, у кого нет возможности самим организовать для себя праздник. И Бог в Торе говорит, что если ты сам празднуешь, а рядом есть люди, которые голодают (вдовы, сироты и т.д.), то твоё празднование Богу неприятно. Это не Заповедь.

Раши объясняет, что "Дай часть зерна 7 и 8" - не просто раздавай хлеб и вино. Есть 3 периода, в которые это очень важно делать. Три главных праздника, которые указаны в Торе, это Песах, Шавуот и Суккот.

3 раза в году нужно было подниматься в Иерусалим (он выше других городов и физически? и духовно), когда был Храм. И там 7 дней праздновали Песах. Люди, которые хотели правильно выполнить Заповедь, весь год собирали деньги для того, чтобы в эти дни там кушать и прославлять Бога. Нужно было обязательно празднично одеваться, и есть, и радоваться, и с собой приглашать левитов, бедных и так далее, чтобы для всего народа был праздник.

И вот весь Иерусалим в эти 7 дней Песаха – это был сплошной праздник, все приезжали для того, чтобы радоваться. Ибо сказано: «Радуйся в праздники».

А 8 дней – это 8 дней Праздника Суккот. Нужно на это время копить деньги для праздника и их раздавать, устраивать праздник для тех, у кого нет денег и нет возможности.

Ты не знаешь, какое зло придет на землю, говорил Царь Соломон в других главах Коэлет. Иногда люди копят деньги. Живут ради денег. Не рожают детей и не служат Богу, потому что «надо зарабатывать деньги». А потом зло приходит, и ты с ним ничего сделать не можешь.

Не дай Б-г, что происходило 70 лет назад. Было убито 6 миллионов евреев в концлагерях. 200 млн человек было убито за 20 век в войнах. Люди всю жизнь копили, собирали, а потом оно все равно куда-то исчезло. А если бы они отдавали на цдаку (милосердие) больше, так Катастрофы бы не было. Если бы люди больше делали милосердия, добра, то в мире не было бы зла.

А так человек все время боится, что с ним завтра будет, у него есть страх, он не уверен в своем будущем. И он все время копит.

Но в начале Коэлета царь Соломон в первых главах все это разобрал: куда ты копишь, ты же не знаешь, куда оно все денется. Детям твоим останется? Ты не знаешь, что будет с ними, какие они будут.

Обязательно нужно делать добро – это то, что с человеком уходит на Небо.

У Ротшильда спрашивали, того, который заложил основы этой семьи: «Сколько у вас денег?» Он назвал достаточно небольшую сумму. Ему говорят: «Нет, у вас же больше». А он говорит: «Нет, все это – не мое. А мое только то, что я раздал. То, что я раздал на добрые дела – оно навечно со мной, и это как раз мое. А то, что у меня есть какие-то активы – это не мое, потому что я умру, и у меня этого не будет».

Когда наполняются тучи, они проливают дождь на землю.

Если наполняются облака дождем, грозовые тучи, то обязательно пойдет дождь.

А если падает дерево – на юг ли, на север, куда дерево упало, там и лежать будет.

Это непонятная глава какая-то… Что за дерево упадет? Получается какой-то урок географии или природоведения и ботаники.

На самом деле смысл здесь в том, что это объяснение предыдущего отрывка. Он говорит: как облака, которые наполняются водой, они должны эту воду отдать. Также и человек, которому Б-г дает деньги, дает возможности сегодня, он дает не только для него, а еще и для тех, которые нуждаются.

Через этого человека идет благословение еще и на тех людей, которым он в принципе должен раздавать хотя бы десятую часть того, что он зарабатывает.

Но есть люди, которые это зажимают в себе и не раздают. Есть люди, которые это передают. Максимум можно отдавать до пятой части – 20%.

Есть люди, которые отдают пятую часть. Один очень богатый бизнесмен, праведный еврей мне рассказывал свой «лайфхак в общении с Богом. Он говорил: иногда у меня бывает какое-то дело, я хочу, чтобы оно получилось, а оно не получается, не идет. Когда меня в синагоге вызывают к Торе, то я стою рядом со свитком Торы и говорю Б-гу: «Если оно для меня плохо, то и не нужно, чтобы получалось. Но если это для меня хорошо и чего-то немного не хватает, то давай договоримся, что я пятую часть от того, что я заработаю в этом деле - отдам на добрые дела, на благотворительность. А если оно мне не нужно, то пускай не получится».

Он говорит, что очень часто было, что не получалось, не идет, но потом он узнавал, что слава Б-гу, что там не сложилось, потому что были бы неприятности потом. А часто бывало, что все получалось, и он отдавал пятую часть. Он очень много помогает. У него есть специальная книга, в которой он записывает все свои заработки. И он обычно отдает десятую часть и иногда 20%. Это то, что касается денег.

А что же это за дерево, которое упадет? Мецудат Давид пишет так: «Когда наполняются облака этими дождями, так же когда человек наполняется богатством, не должен он задерживать его только для себя, а должен он также влиять на других людей, давать другим. Таким образом, если ему нужно будет еще, так и Б-г ему будет давать, и другие ему будут давать. Все любят человека, который дает и это очень важно».

Про дерево он говорит так: это говорится не про дерево, а это говорится про праведника. Праведник в Торе очень много раз сравнивается с деревом.

Был Иов, и он сравнивается с деревом. В Псалмах написано: «И будет он как дерево, посаженное у потока вод». Это праведник, он будет как пальма, которая дает плоды - финики. Там, где будет этот праведник, там и будет благословение. Когда есть праведник, то к нему можно прийти за благословением, задать ему вопрос. Его благословение очень сильное.

Когда был Рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике, к нему приходили все за благословением. Люди выздоравливали. Очень сильное благословение у праведника. Сейчас многие ездят на могилы к праведникам, но это, конечно, не так, как к живому праведнику.

Есть одна известная история, что был один очень богатый человек, праведный. Он старался все выполнять, давал цдаку. Он жил в маленьком городке. Он в этом городке построил Синагогу, открыл школу для мальчиков, школу для девочек, дом престарелых. Он очень много помогал.

И тут он услышал, что мимо проезжает очень большой праведник. Эта история была еще до революции. Он приехал в этот более крупный город. Пришел к нему, попросил благословения и говорит: приедьте к нам, у нас в городе никогда не было праведника.

Тот согласился, приехал к нему в город, остановился у него в доме. В Синагоге провел субботу, все в этом городе евреи были счастливы, что такой праведник приехал.

На следующий день он должен был уже уезжать. Он ночью спит и вдруг проснулся. Он открывает глаза, смотрит, а богатый еврей, который его пригласил, стоит над ним с топором и собирается его убить. Праведник говорит: что вы делаете? Тот отвечает: что я делаю? Сейчас я уже ничего не сделаю. Одно дело: зарубить человека, когда тот спит, а другое – когда тот проснулся.

А тот говорит: а зачем вы хотели меня зарубить? Он говорит: понимаете, вы же знаете, как я люблю наш город, как это для меня важно. У нас все есть в городе для еврейской жизни. Только нет могилы праведника. Я хотел сделать в городе могилу праведника, чтобы все было идеально.

Это, конечно, шутка. Но могила праведника очень влияет на духовное состояние людей. Люди приходят на могилу праведника, вспоминают, как он жил для других людей и сколько он делал добрых дел, какие он делал чудеса. И через праведника, воспоминания о нем, присоединяются к мыслям о Б-ге, они пробуждаются к большему служению.

Думая об этом праведнике – нельзя молиться ему. Праведник ничего не может уже сделать после смерти, только Б-г управляет миром. Но можно в его заслугу попросить у Б-га: вот помнишь, как он за нас молился, как ему было важно. То есть, просят именно в заслугу праведника. Не просят праведника сделать что-то, все Б-г делает. Но, думая о нем, вспоминая о нем, человек пробуждается больше к служению Б-гу, становится лучше.

Как молитва меняет ситуацию? Ведь как человек может у Б-га что-то выпросить?


Однажды в квартире у молодой женщины расцвел кактус. До этого он 4 года торчал на подоконнике, похожий на хмурого и небритого дворника, и вдруг такой сюрприз. Странно, что меня считают злобной бездушной стервой, - подумала женщина. Это все неправда, у бездушных и злых кактусы не цветут.

В приятных думах о цветущем кактусе она случайно наступила на ногу мрачному мужчине в метро. На его замечание она не заорала как обычно с оскорбленным видом: «Ах, если уж вы такой барин, то ездите на такси!», - а улыбнулась:
- Не сердитесь на меня, пожалуйста, мне не за что держаться, если хотите - наступите мне тоже на ногу и будем квиты.

Мрачный мужчина проглотил то, что собирался озвучить по ее поводу. Потом вышел на своей станции и, покупая газету, вместо того, чтобы нахамить продавщице, запутавшейся с подсчетом сдачи, обозвав ее нерасторопной коровой, сказал ей:
- Ничего страшного, пересчитайте еще раз, я тоже с утра пораньше не силен в математике.

Продавщица, не ожидавшая такого ответа, расчувствовалась и отдала бесплатно два старых журнала и целую кипу старых газет пенсионеру - постоянному покупателю, который очень любил читать прессу, но приобретал каждый день только одну газету подешевле. Конечно, нераспроданный товар полагалось списывать, но любые правила можно обойти. Довольный старик пошел домой с охапкой газет и журналов. Встретив соседку с верхнего этажа, он не устроил ей ежедневный скандал на тему: «ваш ребенок как слон топает по квартире и мешает отдыхать, воспитывать надо лучше», а посмотрел и удивился:

Как дочка-то ваша выросла. Никак не пойму, на кого похожа больше на вас или на отца, но точно красавицей будет, у меня глаз наметанный.

Соседка отвела ребенка в сад, пришла на работу в регистратуру и не стала кричать на бестолковую бабку, записавшуюся на прием к врачу на вчерашний день, но пришедшую сегодня, а произнесла:
- Да ладно, не расстраивайтесь, я тоже иногда забываю свои дела. Вы посидите минутку, а я уточню у врача, вдруг он сможет вас принять.

Бабка, попав на прием, не стала требовать выписать ей очень действенное, но недорогое лекарство, которое может мгновенно помочь вылечить болезнь, угрожая в случае отказа написать жалобы все инстанции вплоть до Страсбургского суда по правам человека, а вздохнула и сказала:
- «Я же не совсем еще из ума выжила, понимаю, что старость не лечится, но вы меня, доктор, простите, что таскаюсь к вам постоянно как на работу».

А доктор, направляясь вечером домой, вдруг вспомнил бабку и пожалел ее. Он вдруг подумал, что жизнь в ее привычной суете летит мимо, и, поддавшись внезапному порыву, остановился у ближайшего супермаркета, купил букет цветов, торт с кремовыми розами и поехал совсем в другую сторону. Подъехал к дому, поднялся на третий этаж и .

Я тут подумал, ну зачем мы все делим, словно дети, играющие в песочнице. Я вот тебе торт купил, только я на него нечаянно положил свой портфель и он помялся. Но это нестрашно, на вкусовые качества ведь не повлияет. Я еще купил тебе цветы, только они тоже немного помялись этим же портфелем. Но может быть отойдут?

Обязательно отойдут, - ответила женщина, - мы их реанимируем. А у меня новость. Ты только представь, я сегодня проснулась, смотрю на окошко, а у меня кактус расцвел. Видишь?

А ты знаешь что такое: «Круговорот добра в природе»?

Это неоспоримый закон природы. Все возвращается бумерангом, и добро тоже. Он работал, работает и всегда будет работать.

А вообще, что есть ДОБРО?

Если обратиться к славянскому первоисточнику «Добро» – это пятая буква славянского алфавита. Эта буква символизирует чистоту. Истинное значение этого слова «добродетель».

Сейчас в современном мире это слово символизирует нравственную составляющую человека. О человеке судят по его делам. Того, кто делает добрые дела считают достойным. Бывает так, что человек совершает хороший поступок, потому что так модно или чтобы получить признание общества, а может его профессия обязывает? Думаю, только то доброе дело на пользу человеку, если оно сделано с искренними побуждениями сердца.

Делать, творить добро. Что это значит?

Для меня — скорее всего — это

  • Сделать что-то приятное человеку, о чем подсказывает мое сердце. Тут хочу сделать важный акцент: Слушать свое сердце. Только сердце подскажет что есть правильно.
  • Делать добрый поступок и не ждать взамен ничего. Как в мультике помнишь, когда Енот дарил цветы приговаривая: «Это тебе. ПРОСТО ТАК»
  • Есть такое изречение (автора не нашла) — "Навязанное добро — есть зло. Так вот о чем это я? Не надо навязывать человеку. Можно предложить.

А вообще никто до конца не скажет, что есть «ДОБРО», а что есть «ЗЛО». Думаю, эту тему я еще продолжу в одной из следующих статей. Чтобы не пропустить, подпишись на обновления блога или внизу этой статьи.

Ты не поверишь — я была удивлена, когда открыла словарь синонимов. Так вот — слово «Добро» является синонимом словам «Благо» и «Достаток». Вот оно — подтверждение закона. Добро возвращается благом.Есть круговорот добра в природе.

Спешите делать добрые дела

«Спешите делать
добрые дела»
(А.Яшин)

Спешите делать добрые дела,
Не предавайте жизнь свою забвенью,
Дарите людям чуточку тепла,
Творите доброту без сожаленья.

От жизненной уставши суеты,
Заблудшие сердца полны сомненья.
Но в каждом есть частичка доброты —
И свет рассеет тьму. Наступит время.

Кто помыслы, направив на добро,
Не требует признания — свободен,
В гармонии живет с самим собой,
В гармонии живет с самой природой.

И человек поистине красив,
Добро даря, он знает, что есть счастье.
Лишь добротой себя, обогатив,
Становится мудрее и прекрасней.

И кажется, что жизнь еще длинна,
Но время ускоряется так быстро...
Спешите делать добрые дела —
Не поздно жизнь наполнить новым смыслом!

И напоследок предлагаю посмотреть это удивительное видео от пользователя youtube - Boba Parkera.

И снова здравствуйте, мои дорогие друзья!
Знаю, что потеряли меня, что очень переживаете — об этом каждый день говорят ваши посещения на сайт и такие добрые письма на электронную почту. Я и сама очень соскучилась по нашему общению. Но вот как-то так получилось в этот раз. Две недели как мы в Старом Осколе и все эти дни ведётся нескончаемая борьба с болью в плече. Не думала я и не гадала, что это плечо причинит мне столько страданий и мучений. Одну ночку пришлось переночевать в реанимации, но, слава богу, всё обошлось. Теперь надежда на Питер, на нашего мудрого доктора Айболита — Владимира Гербертовича. Каким-то образом надо избавляться от этой боли, так как уже и моему «ангельскому» терпению приходит конец.


А так, если не считать этого «недоразумения», жизнь у нас продолжается, пускай пока так «корявенько», но меня радует. Я радуюсь каждому приезду детей и внука, потому что вижу, что приезжают они не просто так «отбыть номер» и проведать больную маму, а потому, что их тянет в родительский дом, им уютно и интересно с нами. Я радуюсь каждое утро приходу мамы, которая после смерти папы как-то сникла, и я была в постоянной роли «растормошителя». А теперь у неё появился смысл в жизни, она почувствовала свою нужность и важность. Мы её так и называем — наша домоправительница.


А ещё я радуюсь тому, что как много на самом деле вокруг меня добрых и отзывчивых людей. И как ни странно, именно моя болезнь открыла мне глаза на всё происходящее вокруг меня. Те люди, на которых, как я думала, могла рассчитывать в плане какой-то поддержки, просто отошли от меня, как будто меня никогда не было в их жизни. А другие, которых я едва знаю, звонят Саше, интересуются моими успехами в лечении, предлагают свою помощь. Наверное, так и должно было быть. Жизнь расставляет всё по своим местам…

И сегодня мне захотелось поговорить на тему добра.


Я думаю, что каждый человек добр от природы. И доказательства повсюду — кто-то помогает улицу перейти пожилому человеку, кто-то переживает и плачет когда нам показывают новости из той же Украины, а кто-то отправляет СМС со словом «ДОБРО», чтобы помочь больному ребёнку. Примеров тому много. И кажется, совершенно незнакомый человек, абсолютно чужой, а переживания и чувства к нему есть. А всё потому, что человек добр, добр по своей природе, он с этим рождается. И я глубоко убеждена, что стремление человека к добру – врождённое качество, можно так сказать — основа человека. Вы никогда не задумывались, почему все религии мира в один голос твердят о важности ДОБРА?


Да потому что это самое главное качество человека. Будучи добрым, человек способен любить. Когда я подписываю открытки, СМС обязательно пишу: «Желаю добра, любви, счастья…». Стараюсь пожелать человеку самого, на мой взгляд, важного и нужного (конечно, не забывая о здоровье). А если так подумать, то никакие другие внешние проявления не дадут нам такого представления о душевной гармонии, как эти чувства.


Так почему же люди иногда позволяют себе размениваться, делая плохие поступки, недобрые дела ради ничтожных выгод, по крупицам теряя самое главное качество, которое нам подарила матушка-природа?


Сегодня всё реже и реже можно встретить по-настоящему добрых людей. Почему то многие хотят получать добро, а не отдавать его. Появились даже такие термины как «доброта с выгодой», «доброта с корыстью», «доброта со злостью» и т.д. А есть и такие, кто считает, что добро как бы и делать незачем, и что добрые поступки часто не только не вознаграждаются, но и обрекают человека, сделавшего их, на страдания. Многие считают, что поговорку «не делай добра — не получишь зла» ещё никто не отменял.


Я за природную доброту, которая идёт глубоко из души. Когда все добрые дела творятся естественно, без раздумий и просчётов. Когда человек помогает не задумываясь тому, кто нуждается в любой помощи — моральной, физической, материальной. Помогает как может и чем может, но обязательно от души, искренне, без каких-то далеко идущих расчетов. Я уверена, что таким людям их добро вернётся обязательно.



Быть добрым – это естественное и глубокое качество человека, заложенное с детства, которое, увы, всё больше и больше уничтожается в связи с неправильным воспитанием, привычками и влиянием окружающей действительности, в которой растёт и развивается ребёнок.


На моих родительских собраниях всегда столпотворение. Приходят целыми семьями — мама, папа, да ещё и бабушка с дедушкой в придачу. А меня «мёдом не корми» — дай поболтать. Начинается всегда шаблонно: «Надолго я вас не задержу, понимаю, каждый дорожит своим временем»… С организационными вопросами справляемся быстро, а вот с вопросами воспитания задерживаемся надолго. И всегда я стараюсь коснуться в наших разговорах темы добра, поведения ребёнка вне дома.

Нас с детства учат, что такое хорошо и что такое плохо, потом учим мы своих детей, внуков и так по цепочке. Наверное, ни один родитель не желает вырастить из своего «чада» злого человека. Тогда возникает вопрос – если ребёнок изначально верит в добро и справедливость, тогда откуда берётся зло и жестокость? Обычно до двух лет ребёнок находится в тесном контакте с семьёй и ближайшим окружением, это уже потом начинаются садик, школа, тесный контакт с другими детьми. Тогда почему ребёнок уже в годовалом возрасте может укусить, ударить другого ребёнка, потаскать кошку за хвост, оторвать крылья бабочке?


Помню, как-то к нам приехали родственники в Самару с внуком Радиком. Мы тогда ещё были совсем молодые родители, Маша маленькая, и с нами жила наша всеобщая любимица – Алькона (собака породы русская спаниель) — наидобрейшее существо, с добрыми, ласковыми глазами. Позволяла Маше буквально всё — и чепчики одевать на голову, и распашонки, и ползунки, и катать в игрушечной детской коляске. Докатает её Маша до тех пор, пока собака не уснёт в коляске. А уж как охранялся тот сон. Нам с папой приказано было ходить по «струночке» и не шуметь. (Вот пишу сейчас, вспоминаю такие моменты из далёкой молодости, и снова и снова возвращаюсь к своим радостям)…


А вот с Радиком получилось всё по другому. У нас на кухне над диваном висел декоративный деревянный набор с дощечками и большим молотком. И вот лезет и лезет Радик на этот диван, и тянется и тянется к молотку. Думаю, наверное, хочет поиграть. На вопрос: «Что будешь делать с молотком?» — «Хочу ударить Алькону по голове». – «Зачем? Посмотри какая она добрая, поиграй с ней, давай покидаем ей мячик» — «Нет! Хочу ударить по голове! Хочу, хочу!…». До слёз, до истерики…


Откуда такая жестокость? Ведь его никто не учил такой агрессивности. Разве природа не вложила в его маленькую головку и душу добрые чувства?

Я люблю детей, много наблюдаю за ними, особенно когда нахожусь в тесном контакте с ними на сборах, в спортивном лагере. Где поменьше беготни и гонок, и где есть время на то, чтобы поболтать, посекретничать по душам. Дети – как открытая книга. Да, они уже умеют хитрить, обманывать, даже говорить то, что выгодно сказать при данном разговоре. Но меня то, «старую Тортилу» не проведёшь – читаю между строк.


И вот что я заметила. В тех семьях, где не всё так гладко и благополучно, кто-то из родителей пьёт, семья на грани развода, постоянные ссоры, папа бьёт маму, крик, ор и т.д., дети намного озлобленнее и обидчивее, способны в любом действии со стороны другого ребёнка сразу же увидеть какой-то подвох и пустить в ход кулаки.


Это пример старших, самых близких и любимых людей. А если ещё «воспитание» ведётся прилюдно, унижая своё чадо на глазах сверстников и их родителей, как это частенько можно увидеть у нас в бассейне, что можно ожидать в дальнейшем от этого ребёнка? А ожидать можно то, что ребёнок начнёт проецировать жестокость взрослых, и будет «воспитывать» таким же методом тех, кто послабее и помладше его, включая и братьев наших меньших.



Ну да ладно, об этом я уже писала. Не будем повторяться. Сегодня про доброту.

Обычно про человека, который добр по своей природе и любит людей, говорят «Хороший человек».

Есть одна интересная цитата Евгения Шварца: «Неужели войдёт в моду быть хорошим человеком? Это ж так хлопотно!»

Действительно, при нашей «жестокой» жизни, всё больше и больше приобретаются такие качества как хамство и эгоизм – с ними проще и выгоднее жить. На «добряков» с открытым сердцем уже смотрят как на пришельцев с другой планеты.


В результате люди всё-таки делятся на добрых и злых. Человек, который делает добро, живёт, духовно совершенствуется сам и совершенствует всё вокруг себя. А как же со злыми людьми, делающих много зла, они же тоже живут и часто «в ус не дуют»? Бывает, что и злой человек, в борьбе за выживание, может делать добро, но только самому себе, в ущерб окружающим людям. Борьба со злом – естественное состояние человека, без такой борьбы не будет никакого прогресса. И пока побеждает добро – человечество будет существовать и развиваться, но если наступит зло – цивилизация разрушится. Я думаю, многие люди это понимают и многие стали задумываться над своими поступками.


Мне очень нравится слово «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ».


До слёз умиляют бабульки, которые живя на мизерную пенсию, умудряются скопить «копеечку» и отнести её в фонд, в помощь нуждающимся. Запомнилась история с молодым человеком. Не называя имени и фамилии, он созвонился с Машей и предложил свою помощь малоимущим старикам. Потом они с Машей объезжали пенсионеров, вручая им конверты с деньгами: кому на лечение, кому на погашение задолжности по квартплате, а кому на покупку элементарной газовой колонки. Благодаря молодому человеку (оказание помощи на приобретение дорогостоящего лекарства) была спасена жизнь конкретному человеку. Как-то Маша спросила его: «Почему он это делает?». На что он ответил: «Когда я делаю доброе дело, то получаю самое главное – моральное удовлетворение и подъём жизненной энергии. Для меня – это самое ценное чувство, когда ты помог, и человек искренне тебе благодарен. Часто кажется, что твоя помощь такая маленькая, но для человека в такой момент она просто бесценна».


Приносить пользу кому-то, чтобы получить удовлетворение самому, не испытав при этом разочарования, если твой поступок не оценят должным образом. Когда человек делает добрые дела, он делает их прежде всего для себя. Наверное, не зря говорят, чтобы не делал человек, это ему вернётся в увеличенном размере, будь то хорошее, или плохое.


Я думаю, у каждого человека есть своё мерило добра и зла и каждый, набрав жизненный опыт, и пройдя какие-то свои испытания в жизни, выбирает свой определённый шаблон, которым и начинает мерить добро и зло.

Лично для меня таким мерилом и шаблоном является мой внутренний голос, мой контролёр и судья, который, то обвиняет меня изнутри, то гнетёт, а то дарит чувство радости и морального удовлетворения за содеянное.

Своего контролёра я называю простым словом «СОВЕСТЬ».


«Подобно тому, как голодный не может убедить себя в том, что он сыт, а изнурённый трудом – убедить себя в том, что он бодр и полон сил и энергии, так и мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно, когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо».


Почему я решила поговорить на эту тему? Я думаю, что все вместе мы сможем улучшить этот мир, если каждый принесёт окружающим чуточку добра. А начать можно совсем с малого – просто улыбнитесь друг другу. Ничто не заряжает позитивом и добром лучше. Будьте среди лучших, они всегда улыбаются!



Круговорот добра в природе


Однажды в квартире у молодой женщины расцвел кактус. До этого он 4 года торчал на подоконнике, похожий на хмурого и небритого дворника, и вдруг такой сюрприз.

Странно, что меня считают злобной бездушной стервой, - подумала женщина. Это все неправда, у бездушных и злых кактусы не цветут.

В приятных думах о цветущем кактусе она случайно наступила на ногу мрачному мужчине в метро. На его замечание она не заорала как обычно с оскорбленным видом: «Ах, если уж вы такой барин, то ездите на такси!», - а улыбнулась:

- Не сердитесь на меня, пожалуйста, мне не за что держаться, если хотите - наступите мне тоже на ногу и будем квиты.

Мрачный мужчина проглотил то, что собирался озвучить по ее поводу. Потом вышел на своей станции и, покупая газету, вместо того, чтобы нахамить продавщице, запутавшейся с подсчетом сдачи, обозвав ее тупой коровой, сказал ей:

- Ничего страшного, пересчитайте еще раз, я тоже с утра пораньше не силен в математике.

Продавщица, не ожидавшая такого ответа, расчувствовалась и отдала бесплатно два старых журнала и целую кипу старых газет пенсионеру - постоянному покупателю, который очень любил читать прессу, но приобретал каждый день только одну газету подешевле. Конечно, нераспроданный товар полагалось списывать, но любые правила можно обойти.

- Да ладно, не расстраивайтесь, я тоже иногда забываю свои дела. Вы посидите минутку, а я уточню у врача, вдруг он сможет вас принять.

Бабка, попав на прием, не стала требовать выписать ей очень действенное, но недорогое лекарство, которое может мгновенно помочь вылечить болезнь, угрожая в случае отказа написать жалобы все инстанции вплоть до Страсбургского суда по правам человека, а вздохнула и сказала:

- Я же не совсем еще из ума выжила, понимаю, что старость не лечится, но вы меня, доктор, простите, что таскаюсь к вам постоянно как на работу.

А доктор, направляясь вечером домой, вдруг вспомнил бабку и пожалел ее. Он вдруг подумал, что жизнь в ее привычной суете летит мимо, и, поддавшись внезапному порыву, остановился у ближайшего супермаркета, купил букет цветов, торт с кремовыми розами и поехал совсем в другую сторону. Подъехал к дому, поднялся на третий этаж и постучал в дверь.

- Я тут подумал, ну зачем мы все делим, словно дети, играющие в песочнице. Я вот тебе торт купил, только я на него нечаянно положил свой портфель и он помялся. Но это нестрашно, на вкусовые качества ведь не повлияет. Я еще купил тебе цветы, только они тоже немного помялись этим же портфелем. Но может быть отойдут?

- Обязательно отойдут, - ответила женщина, - мы их реанимируем. А у меня новость. Ты только представь, я сегодня проснулась, смотрю на окошко, а у меня кактус расцвел. Видишь?

КРУГОВОРОТ ДОБРА В ПРИРОДЕ

Однажды в квартире у молодой женщины расцвёл кактус. До этого он 4 года торчал на подоконнике, похожий на хмурого и небритого дворника, и вдруг такой сюрприз. Странно, что меня считают злобной бездушной стервой, - подумала женщина. Это всё неправда, у бездушных и злых кактусы не цветут.

В приятных думах о цветущем кактусе она случайно наступила на ногу мрачному мужчине в метро. На его замечание она не заорала как обычно с оскорблённым видом: "Ах, если уж вы такой барин, то ездите на такси!", - а улыбнулась:
- Не сердитесь на меня, пожалуйста, мне не за что держаться, если хотите - наступите мне тоже на ногу и будем квиты.

Мрачный мужчина проглотил то, что собирался озвучить по её поводу. Потом вышел на своей станции и, покупая газету, вместо того, чтобы нахамить продавщице, запутавшейся с подсчётом сдачи, обозвав её тупой коровой, сказал ей:
- Ничего страшного, пересчитайте ещё раз, я тоже с утра пораньше не силён в математике.

Продавщица, не ожидавшая такого ответа, расчувствовалась и отдала бесплатно два старых журнала и целую кипу старых газет пенсионеру - постоянному покупателю, который очень любил читать прессу, но приобретал каждый день только одну газету подешевле. Конечно, нераспроданный товар полагалось списывать, но любые правила можно обойти.

Довольный старик пошёл домой с охапкой газет и журналов. Встретив соседку с верхнего этажа, он не устроил ей ежедневный скандал на тему: "ваш ребёнок как слон топает по квартире и мешает отдыхать, воспитывать надо лучше", а посмотрел и удивился:
- Как дочка-то ваша выросла. Никак не пойму, на кого похожа больше - на вас или на отца, но точно красавицей будет, у меня глаз намётанный.

Соседка отвела ребенка в сад, пришла на работу в регистратуру и не стала кричать на бестолковую бабку, записавшуюся на приём к врачу на вчерашний день, но пришедшую сегодня, а произнесла:
- Да ладно, не расстраивайтесь, я тоже иногда забываю свои дела. Вы посидите минутку, а я уточню у врача, вдруг он сможет вас принять.

Бабка, попав на приём, не стала требовать выписать ей очень действенное, но недорогое лекарство, которое может мгновенно помочь вылечить болезнь, угрожая в случае отказа написать жалобы во все инстанции вплоть до Страсбургского суда по правам человека, а вздохнула и сказала:
- Я же не совсем ещё из ума выжила, понимаю, что старость не лечится, но вы меня, доктор, простите, что таскаюсь к вам постоянно, как на работу.
А доктор, направляясь вечером домой, вдруг вспомнил бабку и пожалел её. Он вдруг подумал, что жизнь в её привычной суете летит мимо, и, поддавшись внезапному порыву, остановился у ближайшего супермаркета, купил букет цветов, торт с кремовыми розами и поехал совсем в другую сторону. Подъехал к дому, поднялся на третий этаж и постучал в дверь.

Я тут подумал, ну зачем мы всё делим, словно дети, играющие в песочнице. Я вот тебе торт купил, только я на него нечаянно положил свой портфель и он помялся. Но это не страшно, на вкусовые качества ведь не повлияет. Я ещё купил тебе цветы, только они тоже немного помялись этим же портфелем. Но, может быть, отойдут?

Обязательно отойдут, - ответила женщина, - мы их реанимируем. А у меня новость. Ты только представь, я сегодня проснулась, смотрю на окошко, а у меня кактус расцвел. Видишь?