Валентина Дмитриева .

    Стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки, потешки. Для детей от 0 до 3 лет

    Предисловие

    Уважаемые родители и воспитатели!

    В этой книге собраны потешки, пестушки, прибаутки, песенки, пословицы, скороговорки и стихи для самых маленьких. Это первые художественные тексты для малышей, начинающих осваивать окружающий мир.

    Потешки (от слова «потешать») и пестушки (от слова «пестовать» – нянчить, холить, заботиться) – это короткие стихотворные приговорки на все случаи жизни. Они помогают успокоить или развеселить ребенка, умыть и покормить его быстро и весело.

    Наши предки верили, что пестушки, потешки и колыбельные не только делают ежедневные процедуры легкими и радостными, но и помогают ребенку расти здоровым и сильным.

    Потешки, пестушки и пальчиковые игры тренируют ловкость детских ручек, тем самым развивая речь и мышление ребенка. Как правило, они сопровождаются поглаживаниями, похлопываниями, растираниями – необходимым малышу телесным контактом с родным человеком.

    Колыбельные песни, которым посвящен один из разделов сборника, помогают ребенку спокойно заснуть, гармонизируют его психологическое состояние после наполненного эмоциями дня. Несложный мотив колыбельной, в ритме покачивающейся люльки, не требует от мамы или бабушки музыкальных способностей и помогает утешить и успокоить ребенка.

    Прибаутки нужны, чтобы развеселить и рассмешить малыша. Эти веселые минутки позволяют ребенку увидеть многие вещи с необычной стороны, поднимают настроение. В сюжетах прибауток часто обыгрываются голоса птиц и животных, описываются природные явления и т. п. Поэтому прибаутки важны для развития образного мышления и творческих навыков ребенка.

    В сборник включен раздел с русскими народными пословицами и поговорками, подобранными специально для малышей. Используя их в повседневной речи и простыми словами объясняя ребенку смысл этих выражений, вы не только обогатите его словарный запас, разовьете образное мышление, но и начнете знакомить его с такими важными темами, как отношения в семье, дружба, труд.

    Проговаривание скороговорок – не просто способ научиться правильно произносить звуки, но и своеобразная веселая игра, в которой ошибка – это повод лишний раз посмеяться над собой. А считалки вносят разнообразие в любую игру.

    Загадки – один из самых любимых и детьми, и взрослыми видов стихотворного творчества. В старину загадки предназначались для испытания мудрости, а позднее стали веселой народной забавой, какой остаются и по сей день.

    Все стихотворные произведения, посвященные малышам, развивают речевое внимание, тренируют память, способствуют увеличению словарного запаса, развитию музыкальных и творческих способностей.

    В сборник также включены рифмовки – стихотворные тексты, специальным образом построенные по законам ритма и рифмы. Большая часть рифмовок напоминает загадки – взрослый начинает читать текст, а ребенок должен угадать, чем он заканчивается, опираясь на смысл рифмовки и подбирая необходимое слово.

    Стихотворения русских поэтов можно использовать для чтения вслух, заучивания наизусть, для подготовки к праздникам – и дома, и в детском саду.

    Чтение поэтических произведений способствует эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, формирует его как личность.

    Пестушки

    * * *


    Ай ты, моя девочка,
    Золотая белочка,
    Сладкая конфеточка,
    Сиреневая веточка.
    Ой ты, мой сыночек,
    Пшеничный колосочек,
    Лазоревый цветочек,
    Сиреневый кусточек.

    * * *


    Во саду-садочке
    Выросла малинка.
    Солнце ее греет,
    Дождичек лелеет.
    В светлом теремочке
    Выросла (имя ребенка),
    Люди ее любят,
    Все ее голубят.

    * * *


    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша деточка пойдет -
    Через киску упадет.

    * * *


    Ах ты, моя деточка,
    Золотая кветочка,
    Виноградная веточка,
    Сладкая конфеточка!

    * * *


    Кыши, кыши,
    Расти, (имя ребенка), выше,
    Расти, (имя ребенка), выше,
    До хором, до крыши!
    В роток – говорок,
    А в головку – разумок.

    * * *


    А дыбок, дыбок, дыбок,
    Скоро Ванечке годок!
    Вырастай с дубок,
    Достанешь потолок!
    Расти повыше -
    Достанешь до крыши!
    Вот такой расти,
    Чтоб все видеть могли!

    * * *


    Дыбочки, дыбок,
    Скоро (имя ребенка) годок!

    * * *


    Хорошенький хорошок,
    Пригоженький пригожок,
    Стройненький стройнишок,
    Родненький роднишок!

    * * *


    Во сыром бору елонька,
    Под елонькой – травонька,
    На травоньке – цветики.
    По травоньке – тропонька,
    По тропоньке идет (имя ребенка) .

    * * *


    Не плачь, не плачь -
    Куплю калач.
    Не плачь, дорогой, -
    Куплю другой.
    Не плачь, не кричи -
    Куплю тебе три.

    * * *


    Ай, не плачь,
    Не плачь, не плачь,
    Я куплю тебе калач!
    Если будешь плакать -
    Куплю худой лапоть!

    * * *


    Тра-та-та, тра-та-та,
    Поймал дедушка кота,
    А бабушка кошку
    За левую ножку!
    Ай на-ри, на-ри-на-на,
    Ри-да-ду, да-ри-да-да!

    * * *


    Тушки-тутушки,
    На столе – преснушки,
    А в печи – ватрушки.
    Преснушки, ватрушки -
    Нашему Андрюшке.

    * * *


    Ай, дуду, дуду, дуду!
    Идет ворон по лугу,
    Он играет во трубу.
    Труба точеная,
    Позолочёная.

    * * *


    Посылали молодицу
    Под горушку по водицу,
    А водица далеко,
    И ведерко велико.
    Наша Катя подрастет,
    Катя силы наберет,
    Станет по воду ходить,
    Ведра красные носить.

    * * *


    Поет, поет
    Соловушек!
    Поет, поет
    Молоденький!
    Молоденький,
    Хорошенький!
    Хорошенький,
    Пригоженький!

    * * *


    Наша Маша маленька,
    На ней шубка аленька,
    Опушка бобровая,
    Маша чернобровая.

    * * *


    Ай, дыбок, дыбок, дыбок,
    Стоит Танечка дыбок!
    Купим Танечке платок -
    Во всю голову цветок!

    * * *


    Ах, Ванюша, попляши!
    Твои ножки хороши,
    Еще нос сучком,
    Голова пучком.

    * * *


    Маленькие ножки,
    Маленькие ножки!
    За водой ходили
    Маленькие ножки.
    И домой спешили
    Маленькие ножки.
    Дома танцевали
    Маленькие ножки.
    Ой, как танцевали
    Маленькие ножки.

    * * *


    Васенька-дружочек,
    Не ходи ты на лужок -
    Потеряешь сапожок,
    Тебя мышка съест.

    * * *


    Чи-чи-чи, сорока,
    Чи-чи, белобока,
    На печке сидела,
    Кашку варила,
    Деток кормила:
    Петьке – больше,
    Вовке – меньше.
    А ты не плачь,
    Купит папенька калач!

    * * *


    Сынок, не плачь,
    Испеку калач!
    Сынок, не вой -
    Испеку другой!
    Сынок, не реви -
    Испеку все три!

    * * *


    Не плачь, детка,
    Прискачет белка,
    Принесет орешки -
    Тебе для потешки!

    * * *


    У лисы боли,
    У волка боли,
    У Николаши боль
    На березку в лес улети.

    * * *


    У лисы боли,
    У медведя боли,
    А Оленькины боли -
    Уйдите в поле.
    Там им умереть,
    Чтоб и дня не болеть!

    * * *


    У волка боли,
    У зайца боли,
    У медведя боли,
    А у Сашеньки заживи!

    * * *


    Уж ты, детка, не плачь,
    Придет дедушка-торгач,
    Принесет тебе калач,
    Крупитчатый,
    Пересыпчатый.

    * * *


    Лапушки, лапушки,
    Надоели балушки,
    Сядьте, посидите,
    Губки сожмите,
    Ручки сложите!

    * * *


    А лады, лады, лады,
    Не посажены сады.
    А мой Васенька пойдет,
    Он посадит и польет.
    Топ, топ, топ…

    * * *


    А таточки, таточки,
    Встал мальчик на пяточки.
    Стал на пяточках ходить,
    Одну бабушку любить.
    Топ, топ, топ…

    * * *


    Уж ты, месяц, крутые рога,
    Уж ты, солнышко ясное!
    Как у солнышка лучики горят,
    Так у Танюшки
    Русы косыньки висят.

    * * *


    Расти, коса, до пояса,
    Не вырони ни волоса,
    Расти, косонька, до пят -
    Все волосыньки в ряд.
    Расти, коса, не путайся -
    Маму, дочка, слушайся.

    * * *


    Ножки, ножки,
    Куда вы бежите?
    – В лесок по мошок:
    Избушку мшить,
    Чтоб не холодно жить.

    * * *


    А дыбы, дыбы, дыбы,
    Шел дед по грибы,
    А баба по орешки -
    Ванюше для потешки.

    Поэзия для детей
    Приставалка


    – Отчего у мамочки
    На щеках две ямочки?
    – Отчего у кошки
    Вместо ручек ножки?
    – Отчего шоколадки
    Не растут на кроватке?
    – Отчего у няни
    Волоса в сметане?
    – Отчего у птичек
    Нет рукавичек?
    – Отчего лягушки
    Спят без подушки?..
    – Оттого, что у моего сыночка
    Рот без замочка.
    Саша Черный

    Пробуждалочки
    Народные песенки и потешки
    * * *


    Котик серенький присел
    На печурочке
    И тихохонько запел
    Песенку дочурочке:
    – Вот проснулся петушок,
    Встала курочка.
    Подымайся, мой дружок,
    Встань, моя дочурочка!

    * * *


    Ночь прошла,
    Темноту увела.
    Замолчал сверчок,
    Запел петушок.
    Встала маменька,
    Открыла ставенку:
    – Здравствуй, солнышко,
    Колоколнышко!

    * * *


    Потягушечки,
    Порастушечки!
    Поперек толстушечки!
    Руки – хватушечки,
    Ноги – бегушечки!
    Потягунюшки,
    Порастунушки!
    В ножки – ходунушки!

    * * *


    Вот такая(ой) расти,
    Ко мне в гости ходи,
    Вот такая(ой) расти,
    Нам на радости!

    * * *


    Ручки-ручки – потягушки,
    И ладошки – похлопушки.
    Ножки-ножки – топотушки,
    Побегушки,
    Попрыгушки!
    С добрым утром, ручки,
    Ладошки
    И ножки,
    Щечки-цветочки -
    Чмок!
    Мы проснулись,
    Мы проснулись.
    Сладко-сладко потянулись,
    Маме с папой улыбнулись!

    * * ** * *


    Вместе с солнышком встаем,
    Вместе с птичками поем:
    – С добрым утром!
    – С ясным днем!
    Вот как славно мы живем!

    * * *


    Тяги-тяги-потягушеньки!
    На Машеньку порастушеньки!
    Расти, доченька, здоровая,
    Как яблонька садовая!

    * * *


    На кота потягушки,
    На дитя порастушки,
    А в ручки хватушки,
    А в рот – говорунок,
    А в голову – разумок!

    * * *


    Солнышко, солнышко,
    Загляни в окошко.
    Загляни в окошко -
    Разбуди Сережку.
    Чтоб денек
    Чуть-чуть был дольше,
    Чтобы мы узнали больше,
    Чтоб игрушки не скучали,
    А с Сереженькой играли.

    * * *


    Потягушеньки, потягушеньки,
    На Ваню порастушеньки,
    Поперек толстушеньки!
    А в ножки – ходунушки,
    А в ручки – хватунушки,
    А в роток – говорок,
    А в головку – разумок.

    * * *


    Тяги-тяги-потягушеньки,
    На дочку порастушеньки.
    Ты расти здоровая во все времечко,
    Как пшенное тестечко.

    Поэзия для детей
    Песня солнечного луча


    Луч вбил в ставню через щелку
    Золотистую иголку
    И запрыгал на полу.
    – Эй, проснись,
    Лентяй-мальчишка…
    Встали утки, встала мышка,
    Кошка моется в углу.
    Спит! Храпуша… Нос распухнет…
    Самовар ворчит, на кухне
    Ждет парное молоко.
    Золотится лес и крыша.
    Мчится в лес теленок Миша,
    Хвост задравши высоко.
    Встань-вставай…
    Вода в кадушке
    Холодней брюшка лягушки -
    Брызги горсточкой в глаза.
    День сияет, сад сверкает,
    Перед дверью жучка лает -
    Ну, вставай же, егоза!
    Саша Черный

    Умывалочки
    Народные песенки и потешки
    * * *


    Вода текучая, дитя растучее,
    С гуся вода – с тебя худоба,
    Вода книзу – а дитя кверху.

    * * *


    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтобы кусался зубок!

    * * *


    Все котятки
    Мыли лапки:
    Вот так! Вот так!
    Мыли ушки,
    Мыли бpюшки:
    Вот так! Вот так!
    А потом они устали:
    Вот так! Вот так!
    Сладко-сладко засыпали:
    Вот так! Вот так!

    * * *


    Ты расти, расти, коса,
    До шелкова пояса:
    Как ты вырастешь, коса,
    Будешь городу краса.

    * * *


    Буль-буль-буль, карасики!
    Моемся мы в тазике.
    Рядом лягушата,
    Рыбки и утята.
    Мы пойдем купаться
    И в воде плескаться,
    Брызгаться, резвиться,
    Будет Настя мыться.
    Мы помоем ножки
    Нашей милой крошке,
    Вымоем ручонки
    Маленькой Настенке,
    Спинку и животик,
    Личико и ротик -
    Чистая какая
    Доченька родная!

    Полоскальная


    Вода текучая,
    Дитя растучее.
    С гуся вода,
    С Даши худоба.
    Водичка вниз,
    А Дашенька вверх!

    * * *


    Ай, лады, лады, лады!
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.
    Знаем, знаем, да-да-да,
    Где ты прячешься, вода!
    Выходи, водица,
    Мы пришли умыться!
    Лейся на ладошку
    По-не-множ-ку!
    Лейся, лейся, лейся
    По-сме-лей -
    Катя, умывайся веселей!

    * * *


    Мы пойдем купаться
    И в воде плескаться,
    Брызгаться, резвиться,
    Чисто-чисто мыться.

    * * *


    От водички, от водицы
    Все улыбками искрится.
    От водички, от водицы
    Веселей цветы и птицы.
    Катя умывается,
    Солнцу улыбается.

    * * *


    Водица-царица,
    Всем помощница!
    Помогала лугам,
    Помогай и нам!

    * * *


    Водичка-водичка,
    Умой Настино личико,
    Настя кушала кашку -
    Испачкала мордашку.
    Чтобы девочка была
    Самой чистенькой всегда,
    Помоги, водичка,
    Умыть Настино личико!

    * * *


    Чистая водичка
    Умоет Саше личико,
    Анечке – ладошки,
    А пальчики – Антошке!

    * * *


    Сова-совушка,
    Белая головушка,
    Сова умывалась,
    В лапти обувалась,
    В лапти, в тряпички,
    В теплые рукавички.

    * * *


    Шла баба из заморья,
    Несла кузов здоровья,
    Тому-сему помаленьку,
    А Ванюшке весь кузовок!

    * * *


    Раздувайся, пузырь,
    Раздувайся вверх и вширь!
    Раздувайся, пузырь,
    Пузырь мыльный и цветной,
    Раздувайся большой,
    Оставайся такой
    Да не лопайся!

    * * *


    С гуся вода,
    С лебедя вода,
    С моего дитя -
    Вся худоба
    На пустой лес,
    В болотную воду,
    Под гнилую колоду!

    Поэзия для детей
    Приказ


    Кран, откройся!
    Нос, умойся!
    Мойтесь сразу
    Оба глаза!
    Мойтесь, ушки!
    Мойся, шейка!
    Шейка, мойся
    Хорошенько!
    Мойся, мойся,
    Обливайся!
    Грязь, смывайся!
    Грязь, смывайся!
    Э. Мошковская

    Доктор


    – Доктор, доктор,
    Как нам быть:
    Уши мыть или не мыть?
    Если мыть, то как нам быть:
    Часто мыть или пореже?..
    Отвечает доктор:
    – ЕЖЕ!
    Отвечает доктор гневно:
    – ЕЖЕ – ЕЖЕ -
    ЕЖЕДНЕВНО!
    Э. Мошковская

    * * *


    Кукла в ванночке не плачет,
    Просидит хоть целый час.
    Любит мыться! Это значит -
    Кукла умница у нас!
    О. Высотская

    Кормилочки
    Народные песенки и потешки
    * * *


    Травка-муравка со сна поднялась,
    Птица-синица за зерно взялась.
    Зайки – за капустку,
    Мишки – за корку,
    Детки – за молоко.

    * * *


    Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
    Потерял пастух дуду.
    А я дудочку нашла,
    Пастушку я отдала.
    – На-ка, милый пастушок,
    Ты спеши-ка на лужок.
    Там Буренка лежит,
    На теляток глядит,
    А домой не идет,
    Молочка не несет.
    Надо кашку варить,
    Нашу (имя ребенка)
    Кашкой кормить.

    * * *


    – Кисонька-мурысенька,
    Где ты была?
    – На мельнице.
    – Кисонька-мурысенька,
    Что там делала?
    – Муку молола.
    – Кисонька-мурысенька,
    Что из муки пекла?
    – Прянички.
    – Кисонька-мурысенька,
    С кем прянички ела?
    – Одна.
    – Не ешь одна! Не ешь одна!

    * * *


    Пришел кисель,
    На залавочке присел,
    На залавочке присел,
    Поесть (имя ребенка) велел.

    * * *


    Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
    Вари кашу круту,
    Подливая молочка,
    Накорми казачка!

    * * *


    Пошел котик на торжок,
    Купил котик пирожок,
    Пошел котик на улочку,
    Купил котик булочку.
    Самому ли есть
    Либо деточке снесть?
    Я и сам укушу,
    Да и деточке снесу.

    * * *


    Ой, люли, люли, люли,
    В море плыли корабли,
    Насте кашку привезли.
    Кашенька молочненька
    Для любимой доченьки.
    Настя, ротик открывай,
    Кашку сладкую глотай!
    А кто кашку кушает,
    Маму с папой слушает,
    Вырастает сильным,
    Здоровым и красивым!

    * * *


    Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
    На зеленом на лугу
    Стоит чашка творогу.
    Прилетели две тетери,
    Поклевали, улетели.
    Как они летели,
    Мы на них глядели. Ам!

    * * *


    Пекла кошка пирожки
    Из гороховой муки.
    Лист из печки вынула -
    На пол опрокинула.
    Покатился колобок
    Прямо мышке под порог.
    Мышка Прасковья
    Пищит из подполья:
    – Катись, колобок,
    На мышиный зубок!
    Мышка-то рада,
    А кошке досада.

    * * *


    Уж ты, дедушка Степан,
    Наизнанку твой кафтан.
    Тебя деточки любили,
    За тобой гурьбой ходили.
    Шапка на тебе с пером,
    Рукавички с серебром.
    Уж ты ходишь, семенишь,
    Рукавичками звенишь.
    Рукавичками звенишь,
    Ребятишкам говоришь:
    – Собирайтесь все сюда,
    Покушайте киселя!

    * * *


    Уж я Танюшке пирог испеку.
    Уж я внученьке румяненький.
    На нем корочка пшеничная,
    А начиночка яичная,
    А помазочка медовая,
    Моя внученька бедовая.

    * * *


    Кому пирожки,
    Горячие пирожки?
    С пылу, с жару -
    Гривенник за пару!
    Нажарила, напекла
    Акулина для Петра!

    * * *


    Ай да квас!
    С медком,
    С ледком!
    И густой,
    И забористый!

    * * *


    Кукареку, петушок,
    Золотой гребешок,
    Вскочил к Маше на шесток,
    Уклюнул блинок.

    * * *


    Люли, люли, люленьки,
    Прилетели гуленьки.
    Стали гули говорить,
    Чем Ванюшу накормить.
    Один скажет – кашкою,
    Другой – простоквашкою,
    Третий скажет – молочком
    И румяным пирожком.

    * * *


    Летите, пичужки,
    Несите ватрушки
    Нашему Андрюшке.

    * * *


    Вот орешки!
    Хорошие орешки!
    Вкусные, на меду,
    Сколько хочешь накладу!

    Потешки и прибаутки

    * * *


    Чаконьки-баконьки
    По полю ходили,
    Огород городили.
    Злой медведь,
    Не бери больших,
    Бери маленьких,
    Косолапеньких.

    * * *


    Сорока-ворона
    Кашу варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Каши не едали.

    * * *


    Катя, Катя маленька,
    Катенька удаленька,
    Пройди по дороженьке,
    Топни, Катя, ноженькой!

    * * *


    Ай да Петрушка -
    Ноги дубовые,
    Кудри шелковые.
    Сам ходит,
    Сам бродит,
    Кричит, смеется,
    Редко дерется!

    * * *


    Павушка летала,
    Перышки роняла.
    – Кому эти перышки?
    – Родимому Вовушке.
    – На что ему перышки?
    – Шапочку пушить.
    – На что шапочка?
    – Дедушке дарить.
    Дадим Вове каши
    В красной чаше,
    Хлеба краюшку,
    Меда кадушку,
    Пышки, лепешки,
    Куриные ножки.

    * * *


    Катя-Катя-Катюха
    Оседлала петуха.
    Петух заржал,
    На базар побежал.

    * * *


    – Ваня, Ванечка!
    Куда ходил?
    – В лесочек!
    – Что видел?
    – Пенечек!
    – Под пенечком что?
    – Грибок!
    Хвать – да в кузовок!

    * * *


    Скок-поскок!
    Молодой дроздок
    По водичку пошел,
    Молодичку нашел.
    Молодиченька
    Невеличенька -
    Сама с вершок,
    Голова с горшок.
    Молодичка-молода
    Поехала по дрова,
    Зацепилась за пенек,
    Простояла весь денек.

    * * *


    Вскочил козел
    На чужой двор.
    – Зачем вскочил?
    – Бруска просить.
    – На что бруска просить?
    – Косу точить.
    – На что косу точить?
    – Сено косить.
    – На что сено косить?
    – Коня кормить.
    – На что коня кормить?
    – Дрова возить.
    – На что дрова возить?
    – Избу топить.
    – На что избу топить?
    – Маленьким ребяткам
    Прянички печь.

    * * *


    – Куколка ты, куколка!
    Где ж ты, куколка, была?
    Где ж ты, барынька, была?
    – Я была, была, была
    В Новегороде,
    Еще была я, была
    В Вышнем Волочке.
    – Постой, постой, куколка!
    Постой, постой, барынька!
    – Неколи стояти,
    Пора мне бежати,
    Волка снаряжати.
    У волков-то свадьба:
    Мушка – стряпушка,
    Комар – полетушка,
    А я побегушка.

    * * *


    Пошла Маня на базар,
    Принесла домой товар:
    Родной матушке платок -
    Посередочке цветок,
    Братьям-соколам -
    По козловым сапогам,
    Сестрицам-лебедицам -
    Да по белым рукавицам.

    * * *


    Трах-бах-тарабах,
    Едет Ваня на волах,
    Едет Ваня на волах,
    Держит дудочку в руках.
    Он на дудочке играет,
    Ребятишек забавляет.

    * * *


    Ходит кот по лавочке,
    Водит кошку за лапочки:
    Топы, топы по лавочке!
    Цапы, цапы за лапочки!

    * * *


    По синю морю корабль бежит.
    Серый волк на носу стоит,
    А медведь паруса крепит.
    Заюшка кораблик за веревку ведет,
    Лисичка из-за кустика хитро глядит:
    Как бы зайку украсть,
    Как бы веревку сорвать.

    * * *


    – Постой, куколка!
    Постой, барынька!
    – Некогда стоять,
    Пора мне бежать,
    Сову снаряжать.
    У совы-то свадьба,
    У совы в усадьбе:
    Мушка-стряпушка,
    Комар-полетушка.
    Синица-сестрица,
    Сорока-девица,
    Кукушка-рябушка,
    Чечетка-подружка.
    Воробушек-шурин
    Глазки прищурил,
    Ворона-невеста
    Села на место!

    * * *


    У нас в Рязани
    Грибы с глазами!
    Их едят, а они глядят.

    * * *


    Федя-Бредя съел медведя,
    Упал в яму, крикнул:
    «Ма-а-ма!»

    * * *


    Улита, улита,
    Высуни рога!
    Дам тебе, улита,
    Пи-ро-га!

    * * *


    У нашего луня,
    У милого друга,
    Сорок кадушек
    Соленых лягушек,
    Сорок амбаров
    Сухих тараканов.
    Пятьдесят поросят -
    Только ножки висят.

    * * *


    Ой дуду, дуду, дуду,
    Сидит котик на дубу.
    Сидит котик на дубу
    И играет во трубу,
    Во серебряную,
    Разрисованную.
    Уж ты, котик, поиграй,
    Наших деток забавляй!

    * * *


    – Бабушка Ульяна, где была?
    – Гуляла.
    – Какое чудо видала?
    – Курочку-рябушку
    С петушком на дрожках.

    * * *


    Как петух в печи пироги печет,
    Кошка на окошке рубаху шьет,
    Поросенок в ступе горох толчет,
    Конь у крыльца в три копыта бьет,
    Уточка в сапожках избу метет.

    * * *


    Идет Кузьма из кузницы,
    Несет Кузьма два молота.
    – Тук-тук-тук!
    Вот ударим разом вдруг:
    Для всех людей
    Накуем гвоздей!

    * * *


    Сбил, сколотил – вот колесо,
    Сел да поехал – ах, хорошо!
    Оглянулся назад -В новом сарафане.
    Детки на кошках -
    В новых сапожках.

    * * *


    – Уточка-горожаночка,
    Где ты ночь ночевала?
    – У города.
    – Чего ж ты ночью работала?
    – Коней пасла.
    – Чего выпасла?
    – Коня в седле,
    В золотой узде.
    – Где ж этот конь?
    – Николка увел.
    – Где ж этот Николка?
    – В город уехал.
    – Где ж этот город?
    – Водой снесло.
    – Где ж эта вода?
    – Быки выпили.
    – Где ж эти быки?
    – На гору ушли.
    – Где эта гора?
    – Черви выточили.
    – Где ж эти черви?
    – Гуси выклевали.
    – Где ж эти гуси?
    – В тростник ушли.
    – Где тростник?
    – Сиротой прибит.
    Акулина-сирота
    Отворила ворота -
    Сучком, крючком,
    Тростничком!

    * * *


    Печка топится -
    Растопляется,
    Кошка в зыбке качается,
    Волк на полатях обувается,
    Медведь у печи
    Сухари толчет,
    Курица в сапожках
    Избу метет.

    * * *


    Ездил я на меленку.
    Видел там диковинку:
    Коза муку мелет,
    Козел насыпает,
    Маленький козленочек
    В скрипочку играет.

    * * *


    Ой, ребята, та-ра-ра!
    На горе стоит гора,
    А на той горе дубок,
    А на дубе воронок.
    Ворон в красных сапогах,
    В позолоченных серьгах.
    Черный ворон на дубу,
    Он играет во трубу,
    Труба точеная,
    Позолоченная,
    Труба ладная,
    Песня складная!

    * * *


    Ой, лишеньки, лишеньки,
    Кричит в берлоге мишенька:
    – Болит, болит живот!
    – Сходи, зайка, в огород,
    Нарви травки мяточки,
    Припарь ему пяточки.
    – Парил, лиса-кумушка,
    Парил, лиса-голубушка,
    Его пар не берет,
    Пуще к пяткам пристает.

    * * *


    Совушка-сова,
    Большая голова,
    На дереве сидит,
    Головушкой вертит.
    Во все стороны глядит
    И все говорит:
    – Никто совушку не бьет
    И за ушки не дерет!

    * * *


    На болоте стоит пень,
    Шевелиться ему лень,
    Шея не ворочается,
    А посмеяться хочется.

    * * *


    Скрип, скрип, скрипачок,
    Купи новый башмачок:
    Кошке Машке,
    Коту Николашке,
    Кобылке Нениле,
    Мерину Гавриле,
    Утке Анютке,
    Селезню Васютке,
    Кочету Никите,
    Курице Улите.

Разделы: Начальная школа

Цель: знакомство с малыми жанрами фольклора (устным народным творчеством).

Задачи: Выявить прежний читательский опыт(знание малых жанров фольклора). Формировать понятия о малых жанрах фольклора. Воспитывать на традициях русской национальной культуры, используя краеведческий материал.

Оборудование: окна избы, изображение печки, деревянные ложки, солонка, чугунок, половики, лавки, скатерть, рушники, самовар, блюдо с пирожками, рогожка (грубая ткань), кузовок, ремешок, кукла, гребень деревянный, домовёнок, петушок, слайды (10), изображение старой Москвы, слова-опоры: жанры фольклора, устное народное творчество, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки.

“Не красна изба углами, а красна пирогами”, “Чай пить – не дрова рубить”.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Учебники, тетради -
Всё у нас готово.
Будем слушать и читать
И о новом узнавать.

II. Актуализация. (Сообщение темы и цели урока)

Сегодня на уроке мне бы хотелось восстановить связь времён, заглянуть в прошлое русского народа.

Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.

СЛАЙД 2 (с музыкой)

Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…

Вы хотите знать, как жили русские люди? Как работали?

Как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Тогда в путь.

А в конце нашего путешествия вы ответите на вопрос: “Что нам помогает не забывать своих предков, свою культуру, свои корни?”

III. Мотивация.

А знаете почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называют избами.

И всё-то в избе сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

IV. Знакомство с загадкой.

Сколько народных умельцев на Руси было! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую плошку, из дерева делали кадки, бочонки.

Что ещё делали из дерева?

А какой предмет я прячу? Отгадайте.

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков.

И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.

(Дети отвечают – РАСЧЁСКА)

Правильно, расчёска. А в старину этот предмет называли ГРЕБНЕМ. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож? (Дети отвечают)

Недавно мы с вами были в музее В.И.Чапаева. Как называется первое помещение в избе? (СЕНИ)Увиденное на экскурсии сейчас вам поможет. Дальше мы поговорим о предметах, необходимых для работы в поле. Эти предметы существуют и сейчас, только ими работают уже не в поле, а на дачах, в огородах. Вспомните предметы в сенях.

Двенадцать деревянных коней одним поводом веду. (ГРАБЛИ) СЛАЙД 9

Блестит, сверкает,
По полю гуляет,
Всю траву срезает. (КОСА) СЛАЙД 10

Кто берёт сено тремя зубами? (ВИЛЫ) СЛАЙД 11

А как называется этот предмет? (КУЗОВОК)

Что клали в кузовок?
А это что за предмет? (ПИЩУР) СЛАЙД 12

Что в него клали? (ПИЩУ)

Назовите этот предмет (СИТО) СЛАЙД 13

Молодцы, можно вас в избу пустить.

НО сначала скажите:

Без чего мы не смогли бы прожить в старину в избе? Что было главным?

СЛАЙД 14 - печка (открываются ставни-створки доски).

Что я вам сейчас загадывала, а вы отгадывали? (Загадки – на доску)

Загадки - один из жанров устного народного творчества (фольклора – на доску).

Долгими зимними вечерами, когда закончены работы в поле, в какой– нибудь избе собирались парни и девушки … правильно, на ПОСИДЕЛКИ. Вспомните концерт филармонии и скажите, что происходило на посиделках?

А ещё друг другу загадывали загадки.

Загадайте загадки друг другу..

V. Знакомство с шутками, прибаутками.

В избе была хозяйка.
Наша хозяюшка в дому,
Что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним-одна за всё отвечает.

О чём договаривались с ней? (Дети отвечают)

А разгороры любили разбавлять ШУТКАМИ, ПРИБАУТКАМИ.

Хозяйка (подходит к печи, обращаясь к ней, произносит):

Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети, полечи и спаси,
В дом богатство принеси.

Эх, чай, чай, чай…
Уж ты кумушка, встречай,
Прибауткой привечай.

Хозяйка :

Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

Хозяйку потеште – пирогов моих поешьте.

VII. Работа с пословицами.

1) Учитель: “Не красна изба углами, а красна пирогами!”

(Так говорили о гостеприимной хозяйке)

Разливая чай хозяйка говорит: “Чай пить – не дрова рубить!”

Как вы понимаете это выражение?

Такие устойчивые выражения, в которых заложена мысль, называют пословицами.

2) Работа по учебнику с. 53 (чтение пословиц и поговорок) .

Обратите внимание на изображение Москвы. Объясните. Почему её так называли?

Прочитай те про себя следующие 3 пословицы. О чём они? (О знаниях, об учёбе)

Очень много пословиц и поговорок сложил русский народ. А вот домовёнок, который поселился сегодня у нас, замазал золой окончания пословиц. Помогите мне восстановить их на нашей стене.

VIII. Физминутка.

Наденем сапожки
Это – с правой ножки,
Это – с левой ножки.
Зашагали ножки – топ, топ, топ,
Прямо по дорожке – топ, топ, топ.
Большие ножки шли по дорожке
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ, топ, топ, топ, топ.

IX. Знакомство с потешками.

Чтобы себя развеселить рассказывали потешки:

Словарная работа (предметы - лукошко, рогожка).

Лукошко - корзиночка прямоугольной формы.

Рогожка (из словаря Ожигова) - грубая ткань.

Бабушка, бабушка, в гости пора!
На чём ехать-то, детушки?
А ты на рогоже!
На рогоже - негоже.
А ты - в лукошке!
Вывалюсь по дорожке!
Привяжись ремешком.
Нет, уж лучше пойти пешком!

Жадный пёс,
Дров принёс,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напёк,
Спрятался в уголок
И съел сам
Гам, гам, гам!

Ты пирог съел?

Нет, не я!

А ещё хочешь?

Что делаешь?

А он что?

Мне помогает.

Андрейка, детка, чего плачешь?

Об ворота ударился головой.

А когда это было?

Вчера вечером.

Почему же ты плачешь сегодня?

Так ведь вчера дома никого не было.

Х. Чтение скороговорок. С. 54 - работа по учебнику

ХI. Пение колыбельных песенок, рассказывание считалочки.

Как приятно ложится спать, если кто-то поёт тебе колыбельную песенку . Вспомните, как вас убаюкивала мама, бабушка.

(Исполнение колыбельных песенок детьми)

А как играют с малышами ? (Ладушки, ладушки... - физпауза)

ХII. Закрепление изученного.

Работа по тетради. С. 24. Урок № 18. № 1. № 5. Считалочки.

ХIII. Итог урока.

Какие жанры фольклора помогают нам помнить о предках, не забывать свои корни, сохранять свою культуру? (Перечисление всех жанров фольклора по словам – опорам)

Из поколения в поколение передаётся народное поэтическое слово, в нём народная мудрость, наша история. Каждому человеку необходимо ценить своё прошлое.

Литература

  1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1-го класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., с уточн. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: 1-й класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  3. Т.А.Бударина, Л.С.Куприна, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. - Спб.: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2004.
  4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост., авт. вступ., коммент. И слов Ю.Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Умница-разумница: русские народные песенки, потешки, считалки. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство,1995.

Вы, надеюсь, уже читали стихи, которые написала и прислала нам Наталья Зинцова? Если еще не успели — обязательно загляните, не пожалеете! Ну а на этой страничке у нас собраны ее короткие смешные рассказы в стихах — детские прибаутки для малышей. Каша Глянь, бежит голодный волк! Серый волк — зубами щёлк!! …

Хотите пари? Я лично берусь утверждать, что 90, даже 95% людей не знают что такое пословица, и чем она отличается от поговорки! 🙂 Почему так считаю? Ну, конечно, на основе личного опыта! Ведь ответа на вопрос чем пословица отличается от поговорки не мог сформулировать не только я, но и абсолютно все знакомые, …

Казалось бы, какая несправедливость: одни деточки первый раз узнают о такой стране, как Франция, только посмотрев фильм «Три мушкетёра», другим – уже в раннем детстве — посчастливилось воочию увидеть Елисейские поля. 🙂 Ну что же, постараемся по мере своих скромных сил эту несправедливость исправлять! Будем учить их знакомству с Францией …

Ребёнок растёт, и у него постепенно расширяется представление об окружающем мире. Он уже знает, что где-то далеко живут люди, которые говорят на другом языке, отличаются внешностью от него, носят другую национальную одежду. Но чтобы ребёнок понял быт другого народа, его мысли и чаяния, прочитайте ему пословицы народов мира. Китайские пословицы …

Не так давно мы уже публиковали на нашем сайте английские пословицы и поговорки с переводом. А сегодня как и обещали, публикуем продолжение той подборки. Дополненное английскими пословицами. Тоже с переводом, конечно. Выбирайте! Английские пословицы Не that lies down with dogs must rise up with fleas. – Кто с собаками ляжет, с блохами …

Помните, была когда-то такая страна — СССР? Ну, хорошо, можете не помнить но ведь читать про это в книгах и учить в школе должны были? Считаем, что должны и знаете. 🙂 К чему это я? Да к тому, что хотя страны этой, к сожалению, давно уже нет, в наших силах …

Кажется мне, что сегодня знать английский язык — не просто модно, но и жизненно необходимо. 🙂 Ведь сейчас дети не просто уже с первого класса учат английский язык. Все куда серьезнее. Теперь мы уже хотим найти уроки английского для малышей! 🙂 А еще лучше, конечно, чтобы дети даже не учили, …

СТИШКИ-ПРИБАУТКИ для самых маленьких

ДОЖДИК-ОЗОРНИК

Кап да кап, да кап... С дождем
Не пойти играть с мячом...
И в песочнице песок
Потемнел и весь промок.
До качелей не дойти -
Лужи мокнут на пути.
Ну, а дождик все гуляет,
Уходить не помышляет!
Неужели одному
Хорошо гулять ему?

ЗАССЫПАЛОЧКА

Раз, два, три, четыре, пять!
Мама с Полей (Катей, Мишей...) будут спать.

Раз, два, три, четыре!
Стало тихо вдруг в квартире.

Раз, два, три!
Ничего не говори.

Раз, два!
На подушке голова...

Закрываются глаза и...
Раз! Сладкие сны для нас...

ПРОСЫПАЛОЧКА

Вот и мой сладкий
Проснулся в кроватке!
Дом тебя встречает,
Птички напевают,
Солнышко голубит,
А мама - просто любит!

БУДЬ ЗДОРОВ!

Я шепчу почти неслышно:
"Я люблю тебя, малышка!
Каждый пальчик сладкий твой,
Носик кнопочкой смешной,
Он чихает, как большой!
Будь здоров, мой золотой!"

БЕЛКИ С ХОРОШИМ АППЕТИТОМ

Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку нашу!
С аппетитом белки ели
И Полюшеньке (Наташеньке, ...) велели:
(или: И всё Насте (Пете,...) съесть велели!)
Доченька послушала
И всю кашку... скушала!

ЛЮБИМАЯ ВНУЧКА

Нашу детку ласточкой
Называет мамочка.
Нашу детку лапочкой
Называет папочка.
Нашу детку заюшкой
Называет бабушка.
Только дедушка сказал
Строго всем и громко:
"Вы избалуете так
Нашего ребенка!
Ничего особенного
В нашей ляльке нет!"
Только млеет почему-то
Глядючи на внучку дед.
Шарик Мурку увидал
И залаял, закричал:
"Эй, киска, не подходи близко!
А не то сорвусь с цепи,
Догоню тебя в степи"
Отвечала киска: "Ясно,
Только ты грозишь напрасно.
Степью я бежать не стану,
От тебя я чуть отпряну,
Да и кинусь прямо к лесу.
Там на дерево залезу!"
Умывались так:
Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели,
Чтобы смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Ну, меня прорвало. Всегда думала, что у меня память плохая.
Солнышко-вёдрышко
Всем нам улыбается.
День погожий на дворе
Вёдро называется.

Совсем древнее, еще из моего детства:
Дождик-дождик, пуще.
Дадим тебе гущи.
Дадим тебе ложку.
Хлебай понемножку.

Наш сыночек маленький.
Купим ему валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Сидит Ваня на диване,
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу
И дудит в свою трубу,
Говорит он: "Ваня, Ваня,
Что расселся на диване?
Приходи-ка, я тебе ]

Поиграю на трубе".

Еще очень нравился моим стишок про бурундучка, особенно если его еще и показывать или их за щечки легонько потрепать.
Бурундук - смешные щечки.
На спине полосок пять.
А за щечками - мешочки,
Чтобы семечки таскать.
1111

Дождь идёт на улице,
Мне нельзя гулять,
И решил я капельки
На стекле считать.

Капельки, капельки -
Три, четыре, пять.
Капельки, капельки
Мне не сосчитать.
7777
Орешек

Как-то раз, ну просто смех,
Взялся Зайка грызть орех.
Да орешки - не морковка,
Чтобы грызть нужна сноровка.
Толстый Мишка прибегал,
Мишка Зайке помогал.
И сопел он и пыхтел,
А орех остался цел.
Прибегал на помощь Волк,
Да какой от Волка толк?
Видно тоже неумеха:
Не разгрызть ему ореха.
И для Мышки, для соседки,
Был орешек слишком крепким,
Ведь в скорлупке костяной
Рос орех в тиши лесной.
И Лиса разгрызть не может,
Зря старается она.
Кто же Зайчику поможет?
Только Белочка одна.
Ей орешки грызть привычно,
Их грызёт она отлично!
Козушка-Белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
- А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под берёзой схоронюсь.

Ах ты, Домнушка -
Красно Солнышко!
Вставай с печи,
Гляди в печь -
Не пора ли блины печь?

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький,
То-то пригоженький
- Ходит бочком,
Уши торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!

Пошли коровушки
Около дубровушки,
Овечки - около речки,
Свиночки - около нивочки,
А кошечки - около горочки!

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.

Медведь топучий,
Разгони тучу,
Разгони тучу -
Дам овса кучу.
Разгони туман -
Дам пирог румян!

Гуси, гуси!
- Га! Га! Га!
- Есть хотите?
- Да! Да! Да!
- Ну летите!
- Нет! Нет! Нет!
Серый волк под горой
Зубы точит,
Есть нас хочет!
- Ну летите, как хотите,
Только крылья берегите!

Привяжу я козлика
К белой берёзке,
Привяжу рогатого
К белой берёзке.
- Стой, не бодайся!
Белая берёзка,
Стой, не качайся!

Лиса-лисонька-лиса,
Лиса - рыжая краса,
У амбара пробегала,
Крынку с маслом увидала.
Стоит крынка в холодке
В огороде, в уголке.
- Как бы в крынку влезть,
Как бы масло съесть?

Дай молочка, бурёнушка,
Хоть капельку - на донышко.
Ждут меня котята,
Малые ребята.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко!

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точёная
- Позолочёная.
Утром он в трубу трубит,
А к ночи сказки говорит.
Сбегаются зверюшки -
Ушки на макушке
Ворона послушать,
Пряничка покушать.

Иголка, иголка,
Ты остра и колка!
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик!

У волка болИ,
У зайца болИ,
У медведя болИ,
А у Ани заживи!

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
-Морковку нашёл -
Сидит грызёт,
«Ай, кто-то идёт!»

Наша-то хозяюшка
Сметлива была -
Всем в избе работушку
К празднику дала!
Чашечку собачка
Моет языком,
Мышка собирает
Крошки под окном,
По столу котище
Лапою скребёт,
Половичку курочка
Веничком метёт!

Тили, тили, тили бом!
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
А собачка только лает,
Ничего не помогает.

Летели кукушки
Через три избушки.
Как они летели,
Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились.

Волк-волчок,
Шерстяной бочок
Через ельник бежал,
В можжевельник попал,
Зацепился хвостом -
Ночевал под кустом.

Тюшки, тюшки!
На горе пичужки.
Подниму дочушку
На крутую горку.
Бух! Покатились -
С горки свалились.

Баю-баюшки-баю,
Живёт мельник на краю;
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят,
И все на лавочке сидят,
Кашу маслену едят,
Каша масленая,
Ложка крашеная;
Ложка гнётся,
Рот смеётся,
Душа радуется.

Ай, люли-люли-люли!
Прилетели журавли,
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип, скрип...
Не будите у нас Аню,
У нас Аня спит, спит.

Кач, кач, кач -
Купим Анечке калач
Да конфетинку -
На заединку!

Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок.
Нарядился,
Воротился,
Стал он люлечку качать: -
Баю-бай, Баю-бай,
Ляг, Анютка, скоренько,
Встань, Анютка, с зоренькой
Ай, баиньки-баиньки -
Купим доче валенки,
Купим доче валенки -
Бегать по завалинке,
А еще сапожки,
Сапожки на ножки
- Бегать по дорожке.

ПЕСЕНКА
Помогает заучивать части тела. Поем и поглаживаем у малыша те части тела, о которых поем.
- Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Анин нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Анин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки - толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.

А теперь пляшем с малышом:
- Ай, люли, люли, люли
Тимку маме принесли
Тима маааленький
Тима маааменькин.

НАШИ ПАЛЬЦЫ
Пальцы встали дружно в ряд - покажите ладони.
Десять крепеньких ребят - сожмите пальцы в кулак.
Эти два- всему указка - ударьте указательный палец о указательный
Всё подскажут без подсказки.
Эти два- середнячка - ударяем средний палец о средний.
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны - ударяем безымянные пальцы друг о друга.
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки - ударяем мизинчики друг о друга.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них - ударяем большие пальцы друг о друга.
Два больших и удалых. Во! - показываем Во!

ПТИЧКА
По ладошке стучим указательным пальчиком и говорим:
- Села птичка на ладошку,
посиди у нас немножко.
посиди не улетай.
улетела птичка, ай!
На последнем слове прячем руки за спину.

ПАЛЬЧИКИ
Загибаем пальчики, по порядку начиная с мизинчика:
- Этот пальчик маленький.
- Этот пальчик слабенький.
- Этот пальчик длинненький.
- Этот пальчик сильненький.
- Ну, а это-толстячок.
- А все вместе кулачок

ПРОСЫПАЛКА
Просыпаемся так с самого рождения:
- Мы проснулись, мы проснулись.
Руки в стороны, скрестить.
- Сладко, сладко потянулись.
Тянем ручки вверх
- Маме с папой улыбнулись.
Смеемся.

НА БЛИНЫ
Гостей собирать - хлопайте в ладоши.
И Иван приди - кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! - указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки.
Стала Маша Гостей угощать - хлопайте в ладоши.
И Ивану блин - Левую кисть поверните ладонью вверх, большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек - большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза.
Стала Маша гостей провожать - хлопайте в ладоши.
Прощай, Иван! - по очереди загибайте пальцы на левой руке.
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
И Митрошечка,
Мой хорошенький!

СТРЕЛКИ
Нужно хотя бы три игрока. Игроки встают в круг и соединяют руки таким образом, что бы правая кисть руки каждого из участников повернутая ладонью вверх была на раскрытой ладони левой руки игрока-соседа. Разобрались? Тогда начинаем. Первый игрок, по договорённости, начинает: хлопает правой ладонью по правой ладони соседа, тот в свою очередь после хлопка, также хлопает своего соседа. И т.д. по кругу при этом все говорят такие слова:
Чёрные стрелки обходят циферблат,
Быстро, как белки колёсики стучат.
В каждой минуте по шестьдесят секунд,
Бегут, бегут колёсики. Бегут, бегут, бегут.
На последнем слове, если не одёрнешь руку и тебя хлопнут по ладони - ты проиграл и выходишь из круга.

ЦВЕТЫ
Наши красные цветки Раскрывают лепестки. - Обе руки кладутся локтями на стол, пальцы собраны в горстки-цветки. Когда цветки раскрываются, то пальцы раздвигаются.
Ветерочек дышит, Лепестки колышет. - Пошевелили пальчиками.
Наши красные цветки Закрывают лепестки. - Пальцы опять собираются в горсти. Головой качают,
Тихо засыпают. - Покачали горсточками и положили их на стол.

МАССАЖ
Укладываем ребенка
на живот и начинаем массаж:
Рельсы, рельсы - рисуем на спине продольные линии
Шпалы, шпалы - рисуем поперечные полосы
Едет поезд запоздалый - стучим легонько кулачками вдоль спины
Из последнего вагона высыпается крупа - стучим пальцами по всей поверхности спины
Куры поклевали - стучим указательными пальцами
Утки пощипали - щиплем всю поверхность спины.
Пришел дворник и все подмел - гладим спину
А из зоопарка сбежали все звери:
Убежали слон, слониха и слоненок - стучим кулаками по спине (на слона сильно, на слоненка совсем легонько)
Убежали медведь медведица и медвежонок - вкручиваем кулаки в кожу.(на медведя сильно, а потом по убыванию)
Убежали заяц, зайчиха и зайчонок - похлопываем по спине (так же от сильных хлопков до более слабых)
Пришел директор зоопарка поставил стол, стул и печатную машинку - с каждым словом похлопываем по спине
И стал печатать: "Я купил себе и сыну просто классную машину" - печатаем пальцами по спине
Вжиик - проводим пальцами поперек спины. Точка - щекочем, вжик, точка.
"А жене и дочке красные чулочки" - снова печатаем
Вжик, точка, вжик, точка.
Написал, запечатал и послал - погладили по спине и хлопнули по попке.

ЧАСИКИ
Ребенок машет прямыми руками вперед назад
Ходят часики вот так:
Тик-так, тик-так.
Не спешат, не бегут.
Ровно в полдень громко бьют:
Топает ножкой.
Бом-бом-бом.

МИРИЛКА
- Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
Если будешь драться -
я буду кусаться.
А кусаться не причем
буду драться кирпичом.
А кирпич ломается

МЫШЬ
говорится, когда друзья поссорились. Друзья сцепляются мизинчиками правой руки, трясут ими и приговаривают:
- Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
Если будешь драться -
я буду кусаться.
А кусаться не причем
буду драться кирпичом.
А кирпич ломается
дружба начинается. - На этом мизинцы расцепляют.

ЧЕЛОВЕЧЕК
Игра подобная предыдущей.
- Человечек шел, шел, человечек шел, шел
И до Васи (Тимы, Маши и т.п.) дошел.
шагаем по подбородку и губам малыша, как по ступенькам.
- Раз, два, три.
нажимаем на носик:
-дззззииииииииинь!

ПОЕХАЛИ-ПОЕХАЛИ
Ребенок прыгает у мамы на коленках:
- Поехали-поехали в лес за орехами.
По кочкам, по кочкам.
По узеньким дорожкам.
В ямку БУХ!
Раздвигаем колени:
- Раздавили сорок мух!

ГУСЬ
Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу:
- На лугу гуляет гусь.
Головой мотает - показываем, как он это делает.
Я его чуть - чуть боюсь:
- Он за ноги щипает.

ЗАЙЧИК И БАРАБАН
Делаем зайчика: кулачок с поднятыми в верх указательным и средним пальцем:
- Зайчик прыгал по полянке - шевелим заячьими ушками
И увидел барабан.
Он схватил его за лямки,
На траве нашел две палки
И стал бить: тарам-тарам - показываем, как бьют в барабан
Он три круга с ним пропрыгал,
Бил в него, ногами дрыгал - дрыгаем ногами и прыгаем.
А когда, сильнее хлопнул,
Барабан наш взял и лопнул! - хлопаем громко в ладоши

МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Показать, как идет, переваливается медведь:
- Мишка косолапый
По лесу идет.
Делаем вид, что собираем шишки в карман:
- Шишки собирает
И в карман кладет.
Вдруг упала шишка
Мишке прямо в лоб.
Стучим кулаком в лоб:
- Мишка рассердился
И ногою - топ!
Рычим и топаем ногой.

ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ
В этой игре все пальчики обеих рук по очереди, начиная с больших пальцев, согласно стишку прыгают по столу.
Вышли пальчики гулять.
А вторые догонять.
Ну а третьи бегом.
А четвертые пешком.
А мизинчик поскакал и в конце пути упал. - Мизинчики прыгают, а потом ладошки ложатся на стол

ДОМ НА ГОРЕ
На горе мы видим дом - сложите домик из ладоней.
Много зелени кругом - сделайте волнообразные движения руками.
Вот деревья, вот кусты - изобразите руками ветки деревьев.
Вот душистые цветы - сделайте из рук "бутон".
Окружает все забор - покажите руками забор - кольцо рук.
За забором - чистый двор - сделайте разглаживающие движения руками.
Мы ворота открываем - показываем, как открываются ворота.
К дому быстро подбегаем - изображаем пальцами бегущего человечка.
В дверь стучимся: стучим кулак о кулак,
Тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? - приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь.
Мы к вам в гости пришли и гостинцы принесли - сделайте из ладошек горсть, как будто вы что-то несёте.

СОРОКА-ВОРОНА
Водим пальцем по ладошке и приговариваем:
- Сорока-ворона печку топила, кашку варила!
А, теперь начиная с мизинчика трясем пальчики:
- Этому дала!
- Этому дала!
- Этому дала!
- Этому дала!
- А этому не дала!
Ты дров не носил, печку не топил.
Не будет тебе кашки!!!

СОВА
Машем ручками:
- Летела сова.
Большая голова.
Летела, летела
На пенек села.
Приседаем.
- Глазками хлоп-хлоп
Моргаем.
- Ножками топ-топ
Топаем ногами.
- Головой повертела
И дальше полетела.
Вертим головой и машем руками.

ПАУЧОК
Указательный палец правой руки соединяем с большим пальцем левой, а указательный палец левой руки с большим пальцем правой. Получилось? А теперь пытаемся поворачивать руки так чтобы верхнее соединение пальцев оказалось в низу и наоборот. Поворачиваем и говорим:
Паучок из паутинки
Нам плетет свои картинки.
Он плетет, плетет, плетет.
Паутиночка растет.
Вот он сплел большую шаль,
А в ней бабочка - как жаль.
Но мы бабочку спасем!
Паутиночку порвем!
На этом руки разводим в стороны.

РАЗГОВОРЧИК С МАЛЫШОМ
Как папа деньги зарабатывает? - малыш на этот вопрос стучит кулак о кулак.
А как мама их тратит? - малыш показывает, как сдувает купюры с раскрытой ладошки.

СОЛНЦЕ
Солнце ярко-ярко светит, - кисти в кулак, потом растопырить пальцы и снова в кулак - делать быстро быстро.
Не замёрзнем летом мы. - обнять себя
Согревает всё на свете - кисти в кулак, потом растопырить пальцы и снова в кулак
И быстрей растут цветы. - делаем "фонарики"

ПИРОЖКИ
Тесто с бабушкой катаем, - движениями показываем, как катаем тесто скалкой.
С мамой лепим пирожки, - как обычно - ладошка на ладошку в одну сторону в другую.
Ну, а с папой уплетаем
Пирожки за две - указательный палец левой руки на левую щёку - щеки. - указательный правый на правую.

ПРЫЖКИ
Прыгаем где угодно и как угодно. Можно ножками у мамы на коленках:
Прыг-скок, прыг-скок.
Через речку на мосток.
Через поле и лесок.
Прыг-скок, прыг-скок.

КОЗА
Показываем ребёнку "козу" из пальцев и надвигаясь, говорим страшным голосом:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Кто кашу не ест, молока не пьёт -
Забодает, забодает - щекочем малыша.

ЗАЙЧИК
Игра на реакцию.
Мама делает решётку из перекрещенных указательных и средних пальцев обеих рук. И говорит такие слова:
- Зайчик, зайчик, сунь свой пальчик!
Малыш после этих слов должен в решётку засунуть свой указательный пальчик и быстро высунуть, пока мама пальцы не сомкнула. Если удалось, мама снова начинает.

ПЕТУШОК
Соединяем кончики указательного и большого пальцев вместе, изображая клюв. Остальные пальцы распрямляем в разные стороны изображая петушиный гребешок. И стучим "клювом" об стол.
Петушок клюёт зерно
Очень мелкое оно.
Петушок клюёт, клюёт,
Клювом зёрнышки берёт.

ЕДУ-ЕДУ
Одна из вариации на тему: "поехали-поехали".
Ребёнок скачет на коленках у мамы.
Еду, еду
К бабе, деду.
На лошадке
В красной шапке.
По дорожке,
На одной ножке
в ямку - Бух! - раздвигаем колени.
Раздавили сорок мух.

БАРАШКИ
сажаете ребенка перед собой, можно на коленки лицом друг к другу:
- Два барашка на мосту
спорят и ругаются
уступить никто не хочет
целый день бодаются
Бодаем друг друга лбами:
Забодаю, забодаю...
(если малыш еще не сидячий можно его лежачего бодать головой в животик, моему Тимке нравится. Только за ручки его держите, а то не разумное дитя вцепится вам в волосы и никакого бодания не получится).

ЭТОТ ПАЛЬЧИК
Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинчика на каждую новую строчку стихотворения.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел -
Оттого и потолстел!

ЖУК
Под этот стишок можно что-нибудь изображать с пальчиками, сжимать-разжимать кулачки, наклонять ручки в такт строчек про ветер.
На лужайке, по ромашкам,
Жук летал в цветной рубашке;
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

МЫШИ
Игра с одним или несколькими малышами, в год - полтора детки уже понимают, что к чему. Мама выставляет руку ладонью в низ, а малыш ставит свой указательный пальчик маме под ладошку.
- Под моею крышей,
Собралися мыши!
Стала мама их считать:
- Раз, два, три, четыре, пять - на "пять" мама сжимает ладонь в кулак и ловит пальчик, а малыш должен успеть пальчик убрать.

ЗАМОК
На двери висит замок. - Обе ручки складываются в замочек.
Кто его открыть бы смог?
Потянули. - Локти развести в разные стороны и как будто бы потянуть руки, но не разжимать пальцы.
Покрутили. - В этом же положении покрутить сложенные кисти перед собой
Постучали. - Опять свести локти и постучать ладошкой об ладошку, при этом не разжимая пальцев.
И... открыли. - Дунуть на замочек и он откроется, ручки разомкнуться

РУЧКА
Ручка в зеркальце глядит,
Ручка пальчикам велит: - Ладошки кладутся на ребро одна напротив другой.
Загибайтесь. - Сгибаются пальцы в кулачки.
Выпрямляйтесь. - Пальчики выпрямляются.
Снова в горстку собирайтесь - Пальчики обеих рук складываются в горсточки.
Разбегитесь, распрямитесь. - Снова ладошки друг напротив друга, только руки широко разведены.
В кулачки опять сожмитесь.
Кулачок на кулачок. - Один кулак ставится на другой сверху
Вновь ладошки на бочок. - Первоначальное положение
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко. - Руки кладутся на стол ладонями вниз.
Положили их на стол
И конец игре пришёл. - Положили руки на стол ладонями вверх

КОЛЕЧКИ, УШКИ, РОЖКИ,
Она показала мне тестовое упражнение для ребёнка при поступлении в школу. На владение координацией и ещё чего-то там, я уже не помню, а упражнение мне показалось очень забавным, вот делюсь. Говорим:
- Колечки - и при этом на обоих руках соединяем большой и указательный пальцы, синхронно, образуя колечко.
- Ушки - показываем пальцами обеих рук латинскую букву "V", так же синхронно.
- Рожки - руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно.

Упражнение повторять убыстряя темп.

Что такое ПОТЕШКИ, ПРИГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

ПОТЕ́ШКИ - короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания. Назначение потешек - позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Наиболее популярные сюжеты.: " Ладушки " (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключит. словах ручки разводят и кладут на голову: " Полетели, на головку сели !"); " Сорока " (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); " Идет коза рогатая " (жесты взрослого изображают встречу с козой). Потешки - замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.

аба сеяла горох -
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок -
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стали русского плясать,
А потом вприсядку!

Этой корзине
Есть много цветов.
Набрали мы их
Из разных садов.
Роза, фиалка
Алее здесь есть
Надо для внучки
Веночек сплесть.
Манюшка, Манюшка,
Как вы хороши.
Любит тебя бабушка
Ото всей души.

о саду ли, в огороде
Там бежит собачка.
Ножки тонки,
Бока звонки,
А хвост закорючкой,
Зовут ее Жучкой.

- уси, гуси: - Га-га-га.
- Есть хотите? - Да, да, да.
- Хлеба с маслом? - Нет, нет, нет.
- А чего? - Конфет, конфет!
- Ну, летите, как хотите!
- Только крылья берегите!
- Серый волк под горой
- Зубы точит, съесть нас хочет!

рынди-брынди, балалайка,
Под столом сидит бабайка,
А бабай сидит на печке,
У него в ушах колечки.

ак у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят;
Два учиться хотят;
Два Степана у сметаны
Объедаются;
Две Дашки у кашки
Питаются;
Две Ульки в люльке
Качаются;
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.

- исонька-мурысонька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
-Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!

Приговорки - обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название "приворожилки".

Божия коровка

Лети на небко

Там твои детки

Кушают конфетки

Всем по одной

А тебе ни одной

Принеси мне хлеба

Черного и белого

Только не горелого

Бабочка коробочка

Полети на облачко

Там твои детки

На березовой ветке

Улитка добра

выпусти рога

Дам тебе пирога

И кувшин молока.

Мышка, мышка

Возьми гнилой зуб

И дай мне хороший.

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

Загадка , жанр устного народного творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность .

Сидит девица в темнице

А коса на улице.

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?

Заклички - это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.

Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвети:
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На речку, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород
И на весь народ.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.

Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам у в одонушки
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
«Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тепло летечко!»

Небылица - это выдумка, вымысел; то, чего не бывает в жизни. Будит фантазию, воображение.

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит качан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет.

Пословицы и поговорки - меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы...

Итак, пословица - это целое предложение,

а поговорка - лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок .

Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех – сделаешь насмех”; “Землю красит солнце, а человека-труд”. Часто эти части рифмуются. “Без пословицы речь не молвится”, – говорили на Руси. Поговорка: легок на помине, как с гуся вода, семь пятниц на неделе